Найти тему
Православие.ONE

25 советов старца: "Люди, живущие по духу века сего хотят отвлечь нас от Царствия Божия"

Старец Валентин Мордасов уже известен нашей аудитории и полюбился своими советами и наставлениями в духовной жизни. Батюшка оставил много тетрадей, в которые выписывал различные духовные мысли, при чем не только свои.

Протоиерей Валентин (Мордасов) (1930–1998)
Протоиерей Валентин (Мордасов) (1930–1998)

Отец Валентин ещё при жизни отличался особой пастырской любовью и заботой о ближних.

Прихожане отмечали, что батюшка имел дар прозорливости, а так же дарил духовные сочинения, в которых человек, ищущий ответы на свои вопросы, получал утешение и разрешение своих проблем.

Сегодня мы снова прочитаем избранные наставления батюшки и возможно, кто-то так же получит и ответ, и утешение.

25 советов из тетради старца

1. Представляйте всегда ближнего на своем месте, а себя – на месте ближнего.

2. Ничем так не благоугождается Бог, как злостраданиями или телесными ради Его лишениями; и ничем так не привлекается человеколюбие Его, как слезами.

3. Христианин должен стараться делать противное страсти, как например: страсть понуждает на прекословие, а ты заставляешь себя молчать; страсть понуждает на объядение, а ты не даешь себе наедаться и т. п.

-2

4. Если человек не утвердит в помысле своем, что он три уже года, как умер и погребен, не может исправить добродетели.

5. Господь говорит в Библии: «Праздников ваших ненавидит душа Моя», – то есть когда религиозные праздники празднуют в пьянстве, в гулянии, в объедении и пр. Вообще на праздниках (празднуемых не духовно) расточается то. что собрано во дни труда.

6. - Как избегать соблазнов в этом мире?

- Не смотреть, что делают люди, какие бы они ни были, но слушать и внимать, чему Слово Божие учит. Подражать жизни Спасителя и Его святых угодников. Слух и глаза отворачивать от непотребных, ибо через них, как дверями, всякое зло в сердце входит. Более держаться дома своего (у кого нет соблазнов) и уединения.

7. Детей должно учить Евангелию с ласкою, в виде рассказов, сея в сердцах их Слово Божие.

8. Знайте, что Дух Божий ничем так не отгоняется, как пустыми беседами.

9. Какая польза от наших трудов – поста, чтения Священного Писания и т. п. – если мы не научились смирять себя, прощать обиды, любить врагов, молиться за обидящих?!

10. Время – драгоценный дар Божий, за который потребуется на Страшном суде отчет. Спасительное употребление времени – это когда человек проводит время, во-первых, в молитве, в беседе с Богом; во-вторых, в чтении Слова Божия; в-третьих, в посещении храма Божия; в-четвертых, в благочестивых разговорах; в-пятых, в размышлениях о жизни Иисуса Христа, о смерти, о Страшном суде, о вечных муках и вечном блаженстве; в-шестых, в делании добрых дел и в трудах. Душепагубное провождение времени – в пустых разговорах и занятиях, в играх (картах, шашках, шахматах, лото) и других забавах, в пьянстве, в чтении пустых книг, в объядении, гулянках и греховных удовольствиях, особенно в зрелищах.

-3

11. Против всех греховных мыслей самое сильное оружие – молитва, особенно Иисусова молитва. Однако есть и другие приемы борьбы. Против мыслей тщеславия и самомнения – вспоминать о разложении своего тела; против гордости – приводить на память, что одна гордость все добрые дела съедает; против злопамятства – помолиться о враге; против осуждения – укорять себя в гордости, вспомнив свои грехи, помолиться, чтобы Господь исправил упавшего в грех и помиловал; против хульных мыслей – не обращать внимания на хулу и относить ее к бесам, исповедовать (в общем) на исповеди, читать молитву тому, против кого хула; против суетных мыслей – читать Священное Писание и размышлять о Боге и божественном; против блудных мыслей – воспоминать о Страшном суде, муках вечных.

12. Великое спасительное дело – спрашивать совета у старцев, но в то же время святой Антоний Великий советовал удостовериться в правомыслии и в опытности старца, и тогда уже доверяться его слову и беспрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его со Словом Божиим, растолкованным святыми отцами.

13. Хорошо слушать и читать божественное, лучше – взаимное собеседование, а еще лучше – слово опытнейшего. Плодоноснее – Слово Божие, а за ним – отеческие писания и жития святых. Жития святых лучше для начинающих; писания отеческие – для средних; Слово Божие – для совершенных. Перед чтением упразднить душу от всего; обратиться молитвенно к Богу. Читаемое следить вниманием и складывать в сердце. Что не дошло до сердца, на том стой, пока дойдет. Читать должно весьма медленно. Прекратить чтение, когда душа не хочет уже чтением питаться – сыта, значит. Если поразит душу какое место, стой на нем и не читай далее. Лучшее время для Слова Божия – утро; житий святых – после обеда; святых отцов – незадолго перед сном. Есть такие тексты Священного Писания, которые возгревают дух, действуют на сердце и вызывают умиление и слезы. Посему такие места надо выписывать и хранить на случай нужды, для возбуждения духа.

-4

14. Семь могильщиков молодости: неверие в Бога, пьянство, распутство, гнев, непочитание родителей, дурное товарищество и праздность (безделие).

15. Всего более укрепляет и усиливает любовь нашу ко Христу сердечное размышление о страданиях Христовых. Для сего хорошо всякий день поутру выбирать какое-либо одно из страданий Христовых, обстоятельно размышляя и чаще вспоминая о нем в продолжение дня. От сего всегда получим дар терпения, кротости и любви ко Христу.

16. Люди, живущие по духу века развращенного и неверующие, домогаются того, чтобы мы вместо воли Божией отдавались их воле, и хотят отвлечь нас от Царствия Божия.

17. Христианин должен противиться Адамову греховному естеству. Святой Ефрем Сирин в своем поучении говорит: «Адамово естество – учиться не хочу, а учить рад; подчиняться не хочу, а подчинять себе люблю; трудиться не хочу, а других утруждать охоч; не хочу оказывать чести, а чтимым быть желаю; упреков не терплю, а упрекать люблю; не хочу, чтобы уничижали меня, а уничижать люблю. Мудр я на то, чтобы давать советы, а не на то, чтобы исполнять их самому; что делать должно – то говорю, а чего не должно и говорить – то делаю. Если брат согрешит, с удовольствием обличаю его, а если грешу сам, не с приятностью принимаю обличение».

18. Начало доброго пути есть исповедаться священнику от всей своей души в грехах, а особенно – в духовном невежестве, что не имеют совершенного познания о таинствах христианства, не знают, в чем состоит вера.

19. Безмолвие в миру – это значит не вмешиваться в чужие дела, избегать знакомства и связей без надобности, также неуместных толков и пересудов, говорить коротко и по нужде, и только на вопрос. При нарушении сих правил держаться самоукорения и познания своей немощи.

20. Не люби жить в удовольствиях, потому что это привязывает к настоящей жизни, и то от того, то от другого удовольствия порождается вражда на Бога.

-5

21. Не защищай злых потому, что через это ты их поощряешь на худое и себя оскверняешь, приобщаясь к делам их.

22. Быть глухим – это значит быть глухим ко всему, что не полезно для души и не созидает спасения. Быть немым – это значит быть немым к злословию, осуждению и обидам. Быть слепым – это значит не обращать внимания на то, что вокруг делается, если оно не может служить к назиданию.

23. Если замечаешь, что какой-то человек не жалуется на свою жизнь, как бы тяжела она ни была, будь уверен – он носит в себе Бога.

24. На всякий грех есть покаяние. Согрешил – покайся, опять согрешил – опять покайся, и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение.

25. Знай, что немудрые евангельские девы все исполнили: девство, пост, воздержание, бдение, псалмопение, долулегание, сухоядение, молитву, неумовение, труд и подвиги многие. Одно же немилосердие все сказанные добродетели уничтожило.

Будем внимательнее смотреть на себя и с Божией помощью идти путем спасения.

Аминь.

Спасибо всем за внимание и до встречи на нашем канале!