Летом в блогах преподавателей английского порой мелькают заголовки из серии "Чем заняться летом, когда нет учеников". Про себя могу однозначно сказать, что у меня этот вопрос не стоит. Я работаю круглый год, тоже самое делают мои студенты.
Hello! Я Марина Юрьевна, преподаватель английского с 10-летним стажем. Рассказываю, почему вашим детям не дается английский и показываю, как решить эту проблему. Мой телеграмм
Продолжение занятий летом — одно из моих обязательных условий, которое я озвучиваю в начале занятий. Родители моих студентов знают, что после слов "Спасибо, Марина Юрьевна, созвонимся в сентябре" (которые обычно репетиторам говорят в конце мая), они просто ищут нового репетитора для ребенка.
Я принципиально не беру назад учеников, отдыхавших от занятий 3 месяца. Естественно, мы делаем летом перерывы — недели 2-3, когда ребенка везут на море, например, либо переходим на формат занятий 1 в неделю вместо двух, но перерыв с июня по август я приравниваю к саботажу и прекращаю работать с такими семьями.
И это не моя блажь, не репетиторская алчность, а объективное условие эффективности процесса обучения. Весь мой опыт преподавания кричит о том, что в занятиях иностранным губителен даже короткий 2-х недельный перерыв! Вторая половина января после новогодних каникул, на которые я отпускаю всех своих студентов, уходит на то, чтобы привести детей в чувство. Что говорить про детей — недавно у нас "вылетело" занятие с взрослой студенткой (переносили — переносили, но так и не смогли состыковаться). В итоге к концу урока она сидела совершенно ошалевшая и путала слога в словах (!) — вот такой результат 2-недельного перерыва. Что говорить про детей с их причудливым мышлением и избирательной памятью!
"Я пришла к тебе из сказки! — Выгнали?"
Надо сказать, что отказалась я отпускать детей на летние каникулы после первого лета своего свободного репетиторского плавания. К факту 3-месячного перерыва я, бывшая школьная учительница, отнеслась тогда лояльно: пусть отдыхают дети, мне и самой охота отдохнуть. Но когда осенью мои ученики вернулись к занятиям, я чуть было не впала в депрессию от мысли, что ничему не смогла научить их за год работы! Дети, бегло болтавшие со мной еще в мае, смотрели стеклянными глазами на задания, читали по слогам и уверяли меня, что в глаза не видели никаких артиклей! Словно после инсульта, чесслово!
Но со временем "картина событий" восстановилась в головах моих учеников. Вспомнили и артикли, и глаголы-связки, и прошедшее время — кто что успел выучить в предыдущем году! Но ушло на это у разных детей от месяца до полугода, в зависимости от индивидуальных особенностей. Все это сопровождалось стрессом и у студента, и у меня. Мы топтались на месте, ни о каком продвижении речи не шло...
Надо понимать, что за перерывом "на лето" следует неизбежный откат назад, а также потеря качества и эффективности учебного процесса при возобновлении занятий!
При этом "восстановление" имевшихся ранее знаний сопряжено с большим стрессом и сильно бьет по самооценке ученика, его уверенности в своих способностях. Особенно тяжело подросткам. У них личные интересы начинают превалировать над общественными (лозунг "учеба — твоя работа"! теряет актуальность), и возиться с предметом, который не дается, им вдвойне тяжелее. Именно подростки чаще всего теряют интерес и мотивацию, отказываясь в итоге наотрез заниматься английским, бросив начатое дело на полпути. Чаще всего это происходит после перерыва в занятиях. Ребенку психологически тяжело заставить себя вернуться к изнурительному труду по изучению английского.
Где тонко, там рвется
Причем логично, что сильнее всего после перерыва "западают" темы, которые ребенок усвоил хуже. Очень сильно сыпется произношение. Забывается лексика. Про грамматику и говорить нечего: у детей и так с этим всегда большие проблемы, даже у самых способных учеников.
Объяснение у этого, кстати, простое — если с русским языком и математикой дети еще хоть как-то взаимодействуют в течение лета, то с английским крайне редко, большинство — почти никогда. А мозг (особенно детский) устроен таким образом, что неактуальные знания и навыки изглаживаются из памяти.
Собственно, в этом и кроется причина плохого школьного английского: слабо организованный процесс обучения "добивается" летними каникулами, к которым можно отнести и май с его длительными выходными и выставлением оценок, когда дети просто присутствуют на уроках, фактически, ничего не делая на них.
Поэтому родителям важно понимать — ребенок "отдохнет", но после долгого перерыва ему придется испытать стресс, разочароваться в своих способностях. Все это формирует негативное отношение к предмету, что в дальнейшем может привести к полному отказу учить английский.
Самое худшее при долгом перерыве в изучении английского, кстати, это не когда студент забывает тот или иной материал, а когда знания в его голове перемешиваются и искажаются. Такое случается со студентами, изучившими приличное количество грамматических тем.
Какой дичи я не выслушивала! И что артикли служат для различения родов (в английском их просто нет!), и что первая форма глагола используется ТОЛЬКО в утвердительных предложениях, а вторая — в отрицательных, а вспомогательные глаголы нужны, чтобы сделать предложение "более эмоциональным"... Сейчас жалею, что мало записала перлов своих студентов... Учителя бы оценили этот фольклор!
Английский — это тот случай, когда "помоги себе сам" не работает!
Правда, на деле все не так весело. Думаю, все понимают, что произойдет с садом, за которым долго не ухаживают, как сложно утром расчесать слегка запутавшиеся накануне волосы и что отстирать пятно на высушенной после стирки одежде порой просто нереально... Все эти метафоры подойдут к описанию ситуации возобновления занятий после долгого перерыва.
Поэтому я своих учеников на лето просто не отпускаю. Сложность преподавания иностранного в том числе, в том, что учителю постоянно приходится "залезать" в голову своих учеников, пытаясь понять, как они поняли ту или иную тему и какие трудности испытывают. Студенты редко понимают свои учебные проблемы, особенно дети — это за них делают учителя. При регулярных занятиях мелкие проблемки обнаруживаются достаточно быстро и оперативно устраняются без отрыва от основного процесса. А после 3 месяцев отдыха чаще всего студент представляет собой "минное поле" недоученных тем, перепутавшихся в памяти слов и ошибок в произношении. Причем, не все вскрывается быстро. Бывает так, что совершенно случайно на занятии со студентом далеко не начального уровня, я обнаруживаю, что он "плавает" в базовой грамматике... В 100 % случаев, это студенты, изучавшие язык с перерывами.
"Если бы я знал, как потом буду мучаться, а бы занимался в июле"!
Те, кто работает со мной не первый год, уже привыкли. Новеньким приходится объяснять. Но в целом, все с пониманием относятся к этому требованию — я не жалею времени, чтобы донести до родителей, насколько важна регулярность занятий. (С несогласными прощаюсь, но такие у меня были всего раз). Плюс, после "рабочего" лета всегда четко прослеживается прогресс в школе, что красноречиво подтверждает мою правоту.
Правда, порой жизнь вносит свои коррективы. Например, этим летом один из моих студентов уехал на две недели в лагерь, а потом уехал с родителями путешествовать по России. Договаривались заниматься — в гостиницах всегда есть вай-фай, а зум легко скачать на телефон. Но парень начал играть на родительских нервах: мол, как мне заниматься в гостиницах, когда вокруг столько интересного: прогулки, экскурсии... Я с ним согласилась: каково мне заниматься, когда вокруг моего не самого прилежного студента столько интересного... мне мои нервы тоже как бы дороги. В итоге вместо двух недель мы с ним пропустили больше месяца.
И вот, с начала августа пошла уже вторая неделя наших занятий, каждый урок он чуть не плачет — забыл, многое забыл, а он уже достаточно взрослый и понимает, что когда начнутся уроки в школе, ему будет тяжелее вдвойне... На прошлом занятии в сердцах крикнул: "Если бы я знал, как потом буду мучаться, а бы занимался в июле"!
Да, эти слова, определенно, имеют ценность, но свой шанс улучшить знания и меньше страдать на уроках английского в школе (а у него там все не очень + чрезмерно требовательный учитель), он просто профукал.
У летних занятий есть важное преимущество — заниматься английским можно в спокойной расслабленной обстановке: выкроить два часа из целой недели прогулок, встреч с друзьями, катаний на велосипедах и купаний в реке не проблема! Головы у детей не забиты другими уроками, им не приходится вставать затемно и до ночи сидеть над учебниками. Поэтому летние занятия отличаются высокой эффективностью! Кстати, студенты во время летних занятий более позитивны и уверены в себе! Я вообще больше всего люблю заниматься английским летом!
А ваши дети отдыхают от занятий in summer? Почему?