Найти тему
дух странной

Федор Михайлович Достоевский - «Братья Карамазовы»

Герои произведения «Братья Карамазовы» такие же вулканические, как и сам писатель. Они не в состоянии спокойной разместиться в мире, им необходимо спуститься в глубинные ощущения извечных проблем.

Герои Достоевского всегда несовершенны, ибо совершенный человек в то же время законченный, а у Федора Михайловича все уходит в бесконечность, ведь только в незавершенности заключается человеческое величие.

Герои Достоевского не ищут связи с действительной жизнью: в этом их основная особенность. Они совсем не стремятся к реальности, а сразу же выходят за ее границы, в беспредельность. Их судьба сосредоточена для них не вовне, а внутри.

Герои Фёдора Михайловича - настоящие русские, с хаосом начинаний в душе, отягощенные сомнениями и неуверенностью, и поэтому бесцельно стараться постигнуть этих людей посредством разума, только чувство может их понять.

Как одержимые бегут они в жизнь: от похоти к раскаянию, от раскаяния к злодеянию, от преступления к признанию. Все они стремительно поднимаются то ввысь, то вниз, ибо по словам Алёши Карамазова:

«кто ступил на нижнюю ступеньку, тот всё же непременно ступит и на верхнюю».

Все герои доходят до крайних пределов, пока их дух и сознание полностью не переродятся, везде они борются за последнюю истину, за своё всечеловеческое «я».

Сам роман начинается со строк из Евангелие:

Истинно, истинно говорю вам: если пшенично зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесёт много плода.

Это высказывание сразу предсказывает нам весь духовный путь героев произведения: Митя Карамазов, Иван Карамазов, Грушенька, Катерина Ивановна - все они подвергнутся грехопадению, чтобы обрести в себе новое, чистое начало.

Это глубоко верная идея есть олицетворение вечной, высшей, новой жизни религий, в частности, христианства, ведь кроме органической человек участвует еще в другой жизни, в духовной. Как одна жизнь питается земной пищей, так и другая требует духовной пищи. Как одна имеет момент рождения и смерти, так и другая знает момент обоснования – нравственного возрождения человека, «воскресения», и момента гибели: окончательного погружения в безумие и преступление.

Основная направленность героев - это обретение веры. Она как раз таки и является действием человека, с помощью которого он становится в отношение к бытию. Религиозная вера направлена исключительно на вневременное, абсолютное бытие, на вечную жизнь, как гласит язык религии. 

Каждый герой произведения боролся со страстью, которая как раз и являлась главным мотивом страшного греха: «отцеубийства, и превращал ее в любовь, пытался усмирить наслаждение и превратить его в умеренность и смирение.

Твердой стопой все персонажи шагали по глубочайшей пропасти и в итоге побеждали «ничто в себе», обретая вечное, Христианское «бытие в себе». Они искупали свои грехи тяжелыми страданиями, ведь именно они - показатели переходящего духа, желающего обрести в себе этическое, вечно значимое начало. Чем выше они хотели стать, тем глубже должно было быть их падение.

Возвращаясь к теме отцеубийства, можно смело увидеть психологию данного явления и причину, которая побудила Карамазовых к убийству отца-сладострастника: Фёдора Карамазова.

Как отец он был суров, развращен, жесток. Данные качества дошли до его сыновей и их предметов «животного» обожания, которые и привели к отцеубийству, за которыми последовали муки совести и работа человеческого «Сверх Я». Сами чувства вины взошли к убийству отца и привели к раскаянию, что предполагает наличие совести и чувства вины еще до совершения деяния. Их раскаяние являлось результатом изначальной двойственности чувств по отношению к отцу: сыновья его ненавидели, но они его и любили. После удовлетворения ненависти в агрессии любовь проявилась как раскаяние за содеянное, произошло проявление того самого «Сверх-Я». Как бы в наказание за агрессивное деяние против отца власть «Сверх-Я» у детей начало явно проявляться, которое заставляло их обвинять себя, раскаиваться, и не убегать от заслуженных страданий.

«Они нас в бытие манят.

Заводят слабость в преступленья

И после муками казнят:

Нет на земле поступка без отмщенья»

Сразу вспоминается миф об Эдипе, в котором он также убил своего отца и ниспослал на себя проклятье.

Данный миф был отображен в произведении Достоевского, он пронизал всю психику героев.

Психологизм отцеубийства в «Братьях Карамазовых» будет актуален всегда, пока жив человек и его психика.

Ненависть всей семьи Карамазовых была сконцентрирована на их развращенном отце, на том, что доводила до сознания их дурные качества. Отсюда и ненависть к отцу, как к своей тени. Не зря Достоевский подводил нас к мысли о том, что отца убили все, мысленно, но не наяву. Неспасенная, неукрощенная, невоспитанная и варварская часть души всех Карамазовых, которую они держали на цепи и не отпускали на свободу, проецировалась на отца, Фёдора Карамазова.

Как бы там ни было, роман «Братья Карамазовы» - навсегда останется одним из самых грандиозных романов из когда-либо написанных, в этом не может быть и никакого сомнения. Герои его - исключительно превращающиеся чувства, существа из нервов и души. Все они обременены пророческими знаниями, постигающими все наперёд.

При убийстве Фёдора Карамазова всем ведомо то, чего никто не может знать. Старец Зосима падает на колени, потому что чует преступление, насмешливый Ракитин умеет отгадывать события, Алёша, прощаясь с отцом, целует его в плечо, - чувство подсказывает ему, что он его больше не увидит.

Достоевский познал весь весь мир в духе, его мир - пророческий сон о душе, сон, превосходящий действительность, но в тоже время отхватывающий её во всей многообразности. Его главная тайна мировых и духовных форм - глубокое погружение ненасытного духа, желающего открыть все тайны человеческого, слишком человеческого, во всех его обличиях.