Воскресная рубрика "Автомобили СССР" из экспозиции музея УГМК. Необходимость создания поисково-спасательного автомобиля встала в 1965 году, когда году экипаж космического корабля «Восход-2», в составе Павла Беляева и Алексея Леонова, из-за отказа автоматики произвел посадку не в казахстанской степи, а в тайге под Пермью. Несколько дней космонавты со спасателями добирались до оборудованной в тайге вертолетной площадки Именно тогда Сергей Павлович Королёв и обратился у главному конструктору СКБ ЗИЛ Виталию Андреевичу Грачёву с просьбой разработать универсальную спасательную машину-вездеход.
Первой разработкой СКБ ЗИЛ для спасения космонавтов была поисково-спасательная установка ПЭУ-1. В период с 1968 по 1979 год было выпущено 13 подобных автомобилей. Представляет из себя 6-колесный амфибийный вездеход с легкой стальной рамой, алюминиевым корпусом и надстройкой из стеклопластика. Машина оборудована краном для эвакуации спускаемого аппарата.
Автомобили ЗИЛ-49061 "Синяя птица" появились в Единой государственной авиационной поисково-спасательной службе СССР в 1981 году, это было развитие проекта ПЭУ-1. Пассажирская модификация «ЗИЛ-49061» вмещала 4 человека в кабине экипажа, в ней установлены контрольно-измерительные приборы, радиокомпас и навигационная аппаратура.
В пассажирском салоне размещались 3 пары носилок, он оснащен медицинским оборудованием, отсеками для хранения продуктов, климатической установкой, что обеспечивало полностью автономное пребывание людей в течение 3 суток.
База "Синей птицы" собрана из алюминиевых профилей, на нее сверху установлен стеклопластиковый корпус. У автомобиля поворачиваемые передние и задние колеса. На плаву амфибия приводится в движение двумя гребными винтами с приводом от раздаточной коробки. #авто #космос #техника #транспорт #вездеходы