Найти тему
ИнтерМедиа | InterMedia

Рецензия на фильм «Тор: Любовь и гром»: Космические викинги

постер к фильму
постер к фильму

Оценка: 6 из 10

Блокбастер студииMarvel «Тор: Любовь и гром» вышел в мировой прокат. Режиссёр: Тайка Вайтити. В ролях: Крис Хемсворт, Натали Портман, Кристиан Бэйл, Тесса Томпсон, Тайка Вайтити, Рассел Кроу и другие.

Четвёртая фаза Кинематографической вселенной «Марвел» подходит к концу, и получилась она, мягко говоря, не самой удачной. После завершения эпичной саги бесконечности, грациозно попрощавшейся с оригинальным составом Мстителей, Кевин Файги взял цель на мультивселенные, и штурмовать их он решил в двух плоскостях – телевизионной и широкоэкранной. Но каких-то значимых успехов достичь не удалось ни там, ни там: сериалы вышли откровенно проходными, а полнометражные фильмы – слишком хаотичными и будто бы высосанными из пальца. Четвёртый «Тор» должен был разбавить красками этот поток серого студийного кино, но вместо этого сам стал его частью.

Главное разочарование от нового фильма Тайки Вайтити приходит с нарастающим понимаем необязательности «Любви и грома»: в нём нет ощущения преемственности, нет самобытной истории и особо внятного развития персонажей, привносящего что-то новое в КВМ или хотя бы мир Тора. События стартуют с финала последних «Мстителей»: Тор (Крис Хэмсворт) вместе со Стражами галактики отправляются бороздить космос. Однако ожидать мини-кроссовер не стоит, Стражи в фильме исполняют роль коллекционных фигурок, простаивая на заднем плане для антуража. Никаких ярких общих сцен, никаких весёлых диалогов, даже ни слова о погибшей Гаморе – поулыбались немного и улетели в свой сольный фильм к режиссёру, которому не наплевать на своих героев.

Так вот, возвращаясь к сюжету четвёртого «Тора»… Бог Грома подкачался и набрал былую форму. Он праздно колесит по космосу, пока не узнаёт о появлении некоего убийцы богов Горе (Кристиан Бэйл для этой роли стал чёрно-белым), который якобы не остановится, пока не покончит со всеми небожителями. Внезапно Гор решает напасть на Новый Асгард, обосновавшийся на Земле. Новый Асгард и его устройство определённо достойно близкого рассмотрения (всё же интересно, как скандинавские боги уживаются на нашей планете), но Тайка Вайтити показывает нам лишь то, что мэром города стала Валькирия (Тесса Томпсон), которая в промежутках между собраниями в совете рекламирует Old Spice.

Здесь Тор и встречает свою давнюю любовь – Джейн Фонду, то есть Джоди Фостер, то есть Джейн Фостер (Натали Портман), с которой белокурый качок порвал за кадром одного из своих предыдущих фильмов. Теперь Джейн снова ввели в историю, чтобы, во-первых, искупиться перед фанатами актрисы, на этот раз показав, почему, как и когда герои расстались, а во-вторых, дать их чувствам второй шанс. Портман вернулась, чтобы сыграть драму: её героиня смертельно больна, однако Мьёлнир однажды пообещал беречь Джейн (не спрашивайте, как молот мог кому-то что-то обещать), поэтому теперь он наделил её силами Тора, на время исцелив девушку от рака. Сам Тор, конечно, от такого в шоке.

История любви здесь ощущается не каким-то закономерным продолжением предыдущих событий, а попыткой залатать сюжетные дыры. Обычно это делают с помощью парочки сцен или предложений, но в четвёртом «Торе» это, по сути, основной сюжет. Тор потерял всех – отца, мать, брата – а теперь ему ввели любовный интерес, который… тоже умирает. Но самое удивительное во всём это то, как буднично такое воспринимается самим героем. Тор тут окончательно превратился в двумерное создание, не поддающееся рефлексии. Сценаристы могли наконец поглубже копнуть в душу персонажа, но вместо этого они дают понять, что этого Тора заботит больше его бывший молот, нежели хоть какие-то человеческие эмоции. Богам, видимо, такое не положено.

В этом, по сути дела, оголяется главный нерв четвёртой фазы КВМ. В ней напрочь отсутствует работа над характерами героев, их развитие. «Чёрная Вдова», опять же, закрывала сюжетные дыры, «Вечные» представили набор совершенно безликих персонажей, в «Докторе Стрэндже» титульный герой по итогам всё это время ходил по кругу, даже в «Шан-Чи», одном из лучших фильмов фазы, относительно мало было про жизнь его героя. Вся восточная эстетика наслаивается на фэнтези-элементы и изображение отличных боевых сцен, но нет в фильме эпизодов, раскрывающих опыт жизни китайского эмигранта в США, что было бы в новинку для вселенной «Марвел». Исключением, пожалуй, является третий «Человек-Паук», где Питер Паркер наконец окончательно сформировался как взрослая личность. Тор же – просто бессердечный дурачок, от наивности которого уже не получаешь такого удовольствия как раньше. Хотели сделать весёлым, а получился высокомерным. Отсюда финальная сцена кажется сшитой с общей историей белыми нитками, а ведь подразумевалась эмоциональным ядром сиквела и его главным изменением в судьбе персонажа, после чего зрителям как бы должно стать любопытно, а что будет дальше. Но что-то не сработало.

Вайтити прекрасно освежил взгляд на персонажа в «Рагнарёке», что стал одним из самых ярких фильмов «Марвел» с отчётливым авторским почерком новозеландца и его фирменным юмором. Здесь же – чистой воды деградация, причём не только в плане развития сюжета. Шуток стало больше, а их качество ниже, базовый саундтрек Джаккино сильно уступает электронному драйву мелодий Марка Мазерсбо, незамысловатый монтаж и средняя графика намекают, в какие сроки до сдачи проекта завершался пост-продакшен. О чём можно вообще говорить, когда в фильме с таким количеством голливудских звёзд всё равно лучше всех – два каких-то орущих козла? Вероятно, Вайтити с момента прихода в «Марвел» сильно много о себе возомнил – подписался на больше проектов, чем он может осилить, и в итоге вышел на поток. «Любовь и гром» — явно не продукт любви его автора, а, скорее, попытка ещё разок громко гульнуть на студийные деньги.

К слову о саундтреке, здесь решено было сделать примерно то же, что Фавро применил ко второму «Железному человеку», а именно собрал для фильма сочную компиляцию песен одной старой, но всё ещё качающей рок-группы. «Любовь и гром» использует все главные хиты Guns N’ Roses, и делает это достойно и уместно, за что Вайтити нужно отдать должное (трюк, проверенный на Led Zeppelin, сработал снова). Стильно смотрится и негативное пространство, в котором обитает Гор, хотя сам злодей оставляет желать лучшего – искусственная мотивация помножена ещё более искусственное устрашение посредствам рассказов о том, как тот за кадром убивает каких-то нам не известных богов. Ну, убивает и убивает, что дальше? Никакой угрозы, никакого масштаба проблемы здесь и близко не ощущается. Предсказуемая развязка конфликта ещё больше добавляет бессмысленности фильму – и Джейн, и Гора ввели в сюжет так же натужно, как и вывели. К чему всё это в конечном счёте было?

Приятно было увидеть Рассела Кроу в роли похотливого Зевса, хотя и с ним эпизод, согласно сцене после титров, в итоге ни к чему радикальному не привёл, но это, наверное, главная фишка четвёртой фазы, в которой всё происходит как бы понарошку, в «безопасном режиме», по принципу «шаг вперёд и два назад». Так было с Вандой и Вижном, Соколом и Зимним солдатом, Локи и Лунным рыцарем, Соколиным глазом и Кингпином, Тором и Стрэнджем. Вся надежда на «Чёрную пантеру», где уже не удастся отделаться фальшивой искренностью, ленивой сценарной работой и сомнительной кинематографией, напоминающей проделки нейросети. Благо, что за Райаном Куглером такие грехи и не водятся.

Вадим Богданов, InterMedia