Найти тему
Обществознание

Кижи-Республика Карелия

Оглавление

Музей-заповедник «Кижи»

Кижи – один из 1369 островов в северо-восточной части Онежского озера, являющийся визитной карточкой Карелии. Расположенный в 68 км от Петрозаводска, он входит в число важнейших культурных достопримечательностей России. Места здесь удивительно красивы, лабиринт из сотен живописных островов и заливов гармонично сплетен в уникальный природный ландшафт. Скалы с растущими на них соснами, причудливые в своей извилистости линии берегов, играющие цветами самой разнообразной растительности луга – всё это делает Кижи действительно красивым и неповторимым местом.

История Кижей

Освоение этих северных краев началось в IX-XI веках славянами-новгородцами, которые, собственно, и являются предками современных кижан. В те далекие времена эти места заселяли прибалтийско-финские племена. Названия деревень Конда, Кургеницы, Лахта, Корба и других, расположенных неподалеку от Кижей, являются «живым» напоминанием о некогда существовавших старинных карельских поселениях.

Многие столетия подряд на землях современной Карелии происходило срастание славянской и финноязычной культур. В связи с этим появление в Заонежье архитектурного ансамбля Кижского погоста вряд ли можно назвать случайностью: нет никакого сомнения в том, что его предопределил высокий духовный потенциал этих двух культур. Музыковеды, исследовавшие русские былины тех времен, находят в них так называемую веппскую мелострофу – особый напев, который не спутать ни с каким другим. И это тоже подтверждает, насколько глубоко две, казалось бы, разноязычные культуры взаимно проникли друг в друга.

Еще одна особенность исторического прошлого Кижей – язычество. Древние постройки в этой местности и обнаруженные археологические артефакты говорят о том, что здесь проводились языческие празднования и обряды. Кстати, название острова в переводе с местного наречия означает «игрища», что тоже может указывать на дохристианские традиции его населения. Вторая версия происхождения названия острова проистекает от карельского слова «кииджи», что переводится как «водный мох». Это растение действительно встречается в центральной части острова, на болоте, и в прошлом крестьяне утепляли им срубные постройки.

Влияние Новгорода, частью которого остров был в XI-XV веках, потеснило языческие традиции и привело к христианизации северного края. И, что интересно, не только небольшие часовни, но и церкви возводились на тех участках, где прежде были древние капища – то есть места в языческих храмах, на которых устанавливали изображавшие богов статуи (капи).

Землями в окрестностях Кижей владели восемь крупных новгородских бояр, в том числе и небезызвестная Марфа Борецкая. С усилением Московского государства, остров, как и все новгородские владения, в 1478 году вошел в его состав. По этому случаю было сделано описание новых земель, внесенное в так называемые «Писцовые книги». Однако самое первое письменное упоминание о «погосте Спасском в Кижах» было найдено только в 1563 году.

Из еще одной «Писцовой книги», датированной 1582 годом, мы узнаём, что на острове Кижи на тот момент было целых 12 деревень. Его жители, помимо рыболовства, занимались земледелием. В этом же источнике упоминаются ранние кижские храмы, например, Покрова Святой Богородицы, Преображения Спасова и некоторые другие, но до наших дней, к сожалению, они не дошли.

В XVII веке с легкой руки известного новгородского предпринимателя Семена Гаврилова началось промышленное освоение острова. В 1696 году он открыл в Кижах металлургический завод по плавлению медной руды. В скором времени промышленник построил еще два производства. Но местные крестьяне к такому освоению своих территорий отнеслись крайне враждебно. Они не могли смириться с тем, что земли, в том числе и лесные угодья, отдавались под разработку рудодобывающих участков. Не могло им понравиться и принуждение к работам на заводах Гаврилова. Простой люд, как мог, сопротивлялся – доходило даже до вооружённых протестов. Однако они жестоко подавлялись, и в качестве наказания одних бунтарей ссылали на каторжные работы, других приговаривали к физическим наказаниям, третьих отдавали в рекруты.

В том же столетии развивались и другие события. Так, была проведена своего рода административная реформа: погосты как территориальные единицы упразднили, а из прилегающих к острову земель образовали Кижскую волость, которую включили в состав Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. В довершение ко всему в конце XVII века церкви Кижского погоста сгорели, и обошлось здесь, слава богу, без злого умысла: причиной стал удар молнии во время сильной грозы. На месте прежних храмов впоследствии были возведены новые, современные церкви, и к началу XVIII века на территории погоста насчитывалось уже двенадцать храмов со своими приходами.

Добрая слава о старинных памятниках, об их неповторимой красоте со временем разнеслась по всей Руси. Чтобы увидеть своими глазами эти чудеса деревянного зодчества, в Кижи приезжало много людей, хотя, конечно, такого понятия, как туризм, еще не существовало. В начале прошлого века на остров наведывались даже многие художники и архитекторы. Среди них были Иван Билибин, Михаил Красовский, Игорь Грабарь. Картину одного из них, Иегошуа Шлуглейта, она называлась «На далеком севере», приобрёл сам император Николай II. Виды Кижского погоста нередко изображали и на почтовых открытках того времени.

Несмотря на то, что расположенные на острове шедевры архитектуры давно признавались как гениальные творения, официального статуса памятника истории и культуры у Кижского погоста не было. Получил он его только после Октябрьской революции, в 1920 году. Спустя четыре года постановлением ЦИК и Совнаркома РСФСР все церкви передавались в пользовании верующим, причём на бесплатной основе. Так продолжалось до 1936 года, пока власти не решили закрыть для богослужений одну из них – Преображенскую, мотивировав это необходимостью обеспечить надлежащую охрану. Покровская же церковь продолжала действовать. В 1939 году перечень охраняемых государством революционных, культурных и архитектурных памятников на территории Карельской АССР был пополнен кижскими церквями, и их рекомендовали для включения в аналогичный общесоюзный список.

Создание архитектурного музея-заповедника «Кижи», его становление прервала Великая Отечественная война. На территорию острова зашли финские войска и оккупировали его. На линии фронта, проходившей по западному побережью Большого Климецкого острова, неприятель возвел оборонительные укрепления. Однако справедливости ради следует отметить, что финны приняли меры по охране находящихся здесь исторических и архитектурных памятников. Правда, это не была забота о сбережении советского культурного наследия. Командование врага исходило из того, что оккупированные земли впоследствии должны войти в состав так называемой «Великой Финляндии», гипотетически включавшей в себя районы, населенные преимущественно финноязычными народами. А это была очень большая территория, простиравшаяся от Ботнического залива до Урала.

После войны работы по созданию на острове архитектурного музея под открытым небом сразу же возобновились. Уже в августе 1945 года Комитет по делам архитектуры Совнаркома СССР, согласовав все формальности с правительством Карело-Финской ССР (была в составе Советского Союза в 1940-1956 годах и такая, шестнадцатая по счету республика), направил в регион научную экспедицию. Ее возглавил известный архитектор А. Н. Буйнов. Перед ней была поставлена цель полномасштабного обследования имеющихся здесь памятников архитектуры. Реставрационные работы в кижских церквах стартовали уже в 1949 году. К ним были привлечены местные плотники, знавшие секреты старинных мастеров народной архитектуры. Руководил реставрационными работами московский архитектор А. В. Ополовников.

Начало 1950-х годов ознаменовалось вывозом на Кижи деревянных построек из других регионов, а именно различных домов, бань, мельниц и других сооружений. Самой известной из привезенных конструкций стала церковь Воскрешения Лазаря. Кроме того, Кижский погост стал основой для формирования здесь музея искусства, где сохранились дошедшие до наших дней старинные артефакты.

Официальное открытие музея-заповедника «Кижи» как государственного историко-культурного учреждения состоялось в 1966 году. Через три года музейное учреждение стало многопрофильным, ему присвоили первую категорию. Одновременно с расширением его территории увеличилось количество работников, решались вопросы улучшения как условий труда, так и быта. 25 работавших на тот момент сотрудников были рассредоточены по таким отделам, как научно-исследовательский, древнерусской живописи, фондов, массовой работы. Кроме того, при музее имелись научная библиотека и административно-хозяйственный отдел.

70-е годы прошлого века можно назвать золотым периодом в истории музея-заповедника «Кижи». В это десятилетие работа по формированию музейной экспозиции велась наиболее активно. Продолжались собирательская деятельность, реставрация памятников, расширялась экспозиционно-выставочная работа, также был создан Заонежский сектор музея. Так, в 1971 году отреставрировали дом Яковлева, через два года установили у него два амбарных помещения, баню и ригу, завершив тем самым формирование усадьбы пряжинского карела, ставшей вторым экспозиционным сектором музея. В 1975 году экспозицию дополнили еще несколькими хозяйственными постройками, а также привезли и установили дом крестьянина Щепина.

И, наконец, в 1990 году уже полностью сформированный архитектурный ансамбль Кижского погоста включили, как мы отметили в самом начале, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ещё через три года музей «Кижи» внесли в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Он является единственным в нашей стране архитектурным ансамблем, созданным по принципу «многоглавие рядом с многоглавием».

Достопримечательности острова Кижи

Самым значительным экспедиционным участком музея-заповедника «Кижи» является архитектурный ансамбль Кижского погоста. Именно он – уникальный, неповторимый в своей красоте, воплотивший в себе талант и мастерство зодчих Русского Севера – делает этот остров посреди Онежского озера действительно особенным местом. Это не просто памятник деревянной архитектуры, охраняемый российским государством и на общемировом уровне. Это возможность, словно на машине времени, в мгновение ока оказаться в прошлом.

Архитектурный комплекс, расположенный в южной части острова Кижи и являющийся сердцем всего музея-заповедника, объединяет в себе две церкви – двадцатидвухглавую Преображенскую, она считается летней, и десятиглавую Покровскую (она зимняя) – и колокольню. Возведенная вокруг храмов бревенчатая ограда отделяет церковные земли с кладбищем от раскинувшихся неподалеку крестьянских полей. Окружает исторические здания Кижского погоста мощная стена, возведённая не в старину, как многие думают, а относительно недавно – в 50-е годы прошлого столетия. Это 300-метровое сооружение на посетителей музея обычно производит неизгладимое впечатление, при этом органично вписываясь в панораму главных достопримечательностей острова.

Церковь Преображения Господня – настоящая жемчужина Кижей, колоритное деревянное сооружение, впечатляющее своим особенным великолепием и сегодня. Даже не верится, что его построили без использования гвоздей и других креплений и исключительно при помощи топора – другие инструменты при этом не использовались. Больше того: названный храм возводился еще в 1714 году, а его высота соответствует современному 11-этажному дому (37 метров). Как мастерам удалось создать такую красоту? Все, кто видел эту церковь «вживую», подмечают многие детали, которые порой незаметны даже на самых качественных фотографиях, и потому не перестают удивляться такому чуду. Не меньше впечатляет четырехъярусный иконостас: резной работы, покрытый позолотой, он состоит из 102 икон, датируемых XVII-XVIII веками. Сохранились свидетельства, что Преображенскую церковь в Кижах построили по образцу храма Покрова Пресвятой Богородицы, находящейся в Вологодской области.

Спустя полстолетия на острове Кижи появилась Покровская церковь, которая также является ярким и уникальным образцом русского деревянного зодчества. Даже самые сложные элементы в архитектуре храма выполнялись только при помощи топора. Основание культового сооружения мастера вырубили из сосны, а купола изготовили из осины. Выбор последней объясняется, по-видимому, тем, что ее древесина легко поддается обработке и не дает трещин. И что самое удивительное и примечательное, с течением времени осиновая поверхность становится зеркальной.

Еще одна не перестающая удивлять достопримечательность острова Кижи находится между двумя упомянутыми церквями – это 30-метровая шатровая колокольня Кижского погоста. Ее еще называют «голосом Кижей», и вполне заслуженно. Возведенная в 1874 году, она не только гармонично вписалась в архитектуру погоста, но и по сей день радует красивейшей мелодией колокольных перезвонов. Насладиться ими можно, например, на проводимом здесь фестивале, в котором принимают участие лучшие звонари нашей страны.

Выше мы уже сказали о том, что в свое время на остров из разных регионов Карелии были свезены уникальные деревянные постройки. Одна из них – церковь Воскрешения Лазаря, доставленная сюда в 1959 году. Ее возраст доподлинно не установлен, однако предание гласит, что сооружение – очень простое, напоминающее обычную избу – воздвиг сам преподобный Лазарь, основавший Муромский монастырь и умерший в 105-летнем возрасте в 1391 году. Но деревянный храм вызывает интерес не только своим возрастом, а и тем фактом, что здесь происходят настоящие чудеса – он исцеляет от всевозможных недугов.

В 1961 году на остров Кижи из деревни Леликозеро привезли часовню Михаила Архангела, построенную еще в начале XVIII столетия. Увидеть это уникальное сооружение с оригинальным деревянным фасадом можно в самом центре музейной экспозиции. Благодаря стараниям реставраторов и сотрудников музея, часовня предстаёт перед посетителями в своем подлинном интерьере. Главными достопримечательностями самой часовни являются ее двухъярусный тягловый иконостас и так называемое «небо», в центре которого находится икона Спаса Вседержителя.

Оказавшись в Кижах, конечно же, стоит посмотреть и дом крестьянина Ошевнева, который обязательно включают во все экскурсионные программы. Это просторное здание, тоже деревянное, носит имя представителя зажиточного крестьянского рода, известность к которому пришла еще в конце XVII века. Дом примечателен тем, что соответствует суровому климату Заонежья, совмещая в себе не только жилые, но не хозяйственные помещения. Благодаря этому крестьяне могли выполнять всю домашнюю работу, фактически не покидая пределы сооружения. Изначально оно находилось в деревне Ошевнево, на соседнем Большом Климецком острове. Его перевезли на Кижи в 1951 году.

В завершение не можем не упомянуть восьмикрылую Кижскую ветряную мельницу, построенную в 1928 году в стиле «мельница-столбовка». У нее предельно простой вид: квадратной формы высокий сруб, изготовленный из толстенных досок. На первом этаже мельницы до сих пор сохранилось специальное устройство, предназначенное для помола, и большой ящик для хранения муки (ларь).

Музейные фонды Кижей

Кижи – один из крупнейших в нашей стране музеев под открытым небом, однако в его золотом фонде не только памятники зодчества. В коллекции музея насчитывается свыше 50 тысяч различных экспонатов, среди которых образцы древнерусской и современной живописи, иконы, старинные рукописи и книги, письменные и фотодокументы. Но это еще не всё: в результате многочисленных научных экспедиций по селам Карелии, за последние полвека были собраны различные предметы быта и уникальные археологические находки. Все они тоже нашли свое место в фондах музея.

На остров Кижи приезжают не только обычные туристы, которым хотелось бы посмотреть на местные красоты и подышать чистым озерным воздухом. Среди них очень много историков, деятелей культуры и этнографов – причём как профессионалов, так и любителей. Этим творческим людям очень интересно соприкоснуться, что называется, с живой историей – переступить порог настоящего деревенского дома, посмотреть на поделки местных ремесленников, больше узнать об их орудиях труда. Особенный восторг у ценителей прекрасного вызывают необычные образцы посуды и другой кухонной утвари русских северян, карелов и вепсов, их одежда, украшения и детские игрушки.

К сказанному добавим, что музейные фонды включают в себя несколько построек, расположенных вне острова, в 10-20 км от него, а также ряд исторических зданий в карельской столице Петрозаводске. Все они объединены в сектор «Кижское ожерелье», включающий в себя несколько часовен: Спаса Нерукотворного из деревни Вигово XVII-XVIII веков (она находится на вершине Нарьиной горы), Кирика и Иулиты (XIX век), Знамения Богородицы (вторая половина XVIII века), Петра и Павла в деревне Волкостров (XVIII век). В их числе также часовни в честь иконы «Богородица Пресвятая всех скорбящих радосте» в деревне Еглово (XVIII век) и Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы, которая находится на месте старинного поселения Подъельники (XIX век).

Пляжи в районе Кижей

Онежское озеро – это, конечно, не Средиземное море и не Индийский океан, славящиеся своими теплыми пляжами. В этом северном и довольно холодном водоеме могут себе позволить купаться лишь очень подготовленные люди, и то в ограниченный период времени – в июле и первой половине августа. Да и то, если выдаются по-настоящему солнечные дни.

Если в момент вашего пребывания в Кижах погода благоприятствует пляжному отдыху, не спешите раздеваться и прыгать в воду. Дело в том, что на острове купание запрещено, ведь это же музей под открытым небом. Некоторым исключением из этого правила является район малонаселенной деревеньки Ямка, где помимо местных жителей проживают работающие посезонно волонтеры и сотрудники музея. Купание же без ограничений разрешено на соседних островах и полуостровах. В распоряжении любителей пляжного отдыха длинные песчаные пляжи и практически безлюдные бухты, привлекающие своей спокойной атмосферой и даже некоей умиротворенностью.

Что привезти на память

На острове Кижи, недалеко от пристани имеется свой сувенирный магазин. Ассортимент здесь, как говорится, стандартный: тематические книги и календари, фотоальбомы и путеводители, кружки и магниты. Особенно популярны среди туристов различные модели для сборки. Купив такой бумажный, деревянный или картонный «конструктор», дома своими руками можно изготовить объемные миниатюры местных достопримечательностей. Из вариантов попроще можно присмотреть пазлы, из которых легко складывается весь Кижский погост или, например, отдельно Преображенская церковь.

Памятными «северными» сувенирами торгуют не только в магазине. Местные мастера и мастерицы делают их прямо на дому, поэтому во время знакомства с достопримечательностями Кижей вы можете своими глазами увидеть, как они изготавливают куклы-обереги, деревянные игрушки, традиционный текстиль с заонежской вышивкой. Если что-то понравится, вы можете тут же это купить, прямо с рук. Еще одним традиционным кижским сувениром можно обзавестись совершенно бесплатно, просто гуляя по берегу. Имеется в виду шунгит или «аспидный камень». Кусочки этой докембрийской горной породы, занимающей промежуточное положение между графитом и антрацитами, можно найти и в озерной воде.

Тем, кто располагает достаточным временем, а еще и желанием привезти домой много гостинцев и подарков, лучше заранее, перед приездом в эти края, присмотреться к ассортименту и ценам в Петрозаводске. Дело в том, что многие карельские сувениры в столице республики стоят даже намного дешевле, чем в туристических Кижах.