Обложка интригует! «Роллс-Ройс», раскрашенный под британский флаг. Длинноволосый блондин в костюме, который оценил бы Остин Пауэрс. Имена музыкантов — сплошная тяжёлая артиллерия! Джимми Пейдж, Джон Бонэм, Джефф Бек, Ноэл Реддинг, Ники Хопкинс. Разве может такая команда записать ерунду?
Оказывается, может. Не зря «Lord Sutch and Heavy Friends» называют худшим альбомом всех времён! Эта пластинка может вызвать лёгкую морскую болезнь, поскольку её содержимое мечется между гениальным и ужасным. Иногда в течение нескольких секунд.
Главный на этом альбоме, конечно, Дэвид Эдвард Сатч — будущий основатель «Официальной чудовищной бредовой полоумной партии». Самопровозглашённый лорд с вечным цилиндром на голове, мастер эпатажа и бесстыдной саморекламы. А ещё шок-рокер.
В середине 1960-х Сатч и группа The Savages устраивали комедийные шоу с использованием ножей, дикого макияжа и макетов мертвецов. Через его состав прошли многие молодые музыканты, среди которых были Джимми Пейдж и Ричи Блэкмор. При ограниченных вокальных данных Сатча спасали сценическое обаяние, наглость и артистизм. Элис Купер ещё ходил в начальную школу, когда он творил подобное:
К концу 1960-х карьера Сатча пошла на спад. В 1969 году он навестил Джимми Пейджа, который был в Лос-Анджелесе с Led Zeppelin, чтобы попросить об услуге: сыграть на альбоме. разве трудно? Помочь бывшему работодателю — почему бы и нет?
Пейдж прихватил заодно и барабанщика Джона Бонэма. Вместе с Сатчем и басистом Дэниелом Эдвардсом они пошли в голливудскую студию Mystic Studios в апреле 1969 года, чтобы записать несколько треков в порядке пародии.
Музыка была простая и незамысловатая. Многие песни были утяжелёнными версиями старых рок-н-роллов и хитов рок-н-ролла. Пейдж и Бонэм, конечно, добавили своих фишек, но никто не относился к записи серьёзно. Пейдж, Бонэм и Эдвардс записали примерно половину альбома в рекордно короткие сроки, буквально за несколько сессий.
В какой-то момент к вечеринке присоединились басист The Jimi Hendrix Experience Ноэл Реддинг и выдающийся сессионный клавишник Ники Хопкинс. Столкнувшись с дефицитом материала, Сатч позвал каких-то местных лабухов, чтобы добить песен на две стороны, и заставил их играть в стиле Пейджа, Бонэма, Реддинга и компании.
Хаоса добавил тот факт, что Сатч вернулся к некоторым трекам, записанным ранее в Лондоне с The Savages. И заодно попросил Джеффа Бека наложить грубую гитару на «Gutty Guitar»:
Альбом «Lord Sutch and Heavy Friends» вышел в феврале 1970 года. Джимми Пейдж, ошеломлённый кошмарным качеством записи, сразу же начал открещиваться и занижать степень своего участия. Но его (и Бонэма) вклад мгновенно опознаётся, например, в стилизации под психоделию «Flashing Lights»:
Сатч «написал» (то есть откровенно подсмотрел у The Kinks) бодрый боевик «'Cause I Love You» и слегка приватизировал у Чака Берри мотивчик «Union Jack Car». И спел всё это не столько своим фирменным криком, сколько атональным лаем, временами напоминающим шорох наждачки:
В «Smoke And Fire» сквозь грохот взбесившейся, искажённой соло-гитары пробивается глухой вокал: «Дым и огонь в моей голове!»
В общем, слышно, что человек отлично провёл время при поддержке других, куда более известных людей. Правда, музыканты, принимавшие участие в записи, сначала веселились, потом испытывали смущение, а под конец просто хотели немедленно сбежать из студии.
Это видно даже на фотографиях на заднике концерта. Лорд Сатч с ухмыляющимся Джеффом Беком! Лорд Сатч с Ноэлом Реддингом! Лорд Сатч рядом с Джимми Пейджем! Который выглядит так, словно предпочел бы быть немеделнно слинять. Единственный, кто выглядит довольным, — Ники Хопкинс. Но и у того вид человека, который ищет глазами выход.
В общем, Сатч добился своего. На короткий срок он вернул себе славу, но публичное отречение Пейджа от альбома подорвало его репутацию. Сатч продолжал время от времени записываться и выступать, пока не покончил с собой в 1999 году. Оставшись в памяти народной настоящим британским эксцентриком, артистом-аутсайдером и пионером шок-рока.
Можно ли назвать «Lord Sutch and Heavy Friends» худшим альбомом всех времён? Как всегда, всё зависит от оптики. Это шутливая запись. Привет из безумных 1960-х, когда всё было возможно. Рок-н-ролл без излишеств. Лорд Сатч, видимо, совершенно не подозревал, что он не Элвис. И ему было нечего сказать особо ценного или интересного. Но пел он лишь ненамного более фальшиво, чем иные рок-кумиры!
#музыка #история #культура #история #рок