Найти тему
Провинциальные хроники

Неужели вся жизнь учителя – это жизнь впустую?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Тема моей статьи сегодня не придумана специально. Это отклик на комментарий одной читательницы, которая заставила меня задуматься. Не буду полностью её цитировать, а лишь передам суть.

Всю жизнь её мама отдала школе. Заслуженный учитель, ветеран труда и другие звания и заслуги за долгие годы. Дети и родители в ней души не чаяли, потому что она беззаветно отдавала им своё сердце.

Экскурсии, поездки, мероприятия, классные часы, родительские собрания, открытые уроки, конспекты, репетиции – это вся её учительская жизнь. На своих детей времени просто не оставалось. Росли они, "как сорная трава". Сами по себе.

С горечью припоминает читательница случай: «один раз забыла меня в музее, уехав с классом, и даже не хватилась». Собственные дети всегда были у педагога на последнем месте. Даже фотографий учеников в доме было больше, чем фотоснимков родных детей.

Учитель прожила довольно долго, но в конце жизни она посетовала на то, что слишком много работала. Она сожалела о неправильно прожитой жизни. И дочь подытожила, что вся жизнь её была прожита зря.

Тем более, что школа не поздравила маму ни с юбилеем, ни соболезнования после её смерти семье не выразила.

Всё знакомо и узнаваемо, потому что я – не просто учитель-пенсионер, а мама двух детей и сама – дочь учителя. Моя мама тоже сутками пропадала в школе. Математик, классный руководитель, 17 лет директор школы.

Моя мама
Моя мама

Под её руководством строилась школа на селе, разбивались цветники и опытный участок. Меня она оставляла с деревенскими бабушками-соседками, потому что свои умерли рано.

Мы со старшим братом, как умели, поддерживали друг друга, когда оставались дома одни, и мы даже не догадывались, что может быть как-то по-другому. Маму любили и уважали ученики и родители и, конечно, мы, её собственные дети.

Она умерла, к сожалению, довольно рано. Ни она сама, ни я никогда не ждали ни поздравлений в её адрес, ни соболезнований потому, что как учитель я понимала и понимаю, что память – в другом, и ценность педагога не в том, сколько людей вспомнят про юбилей или выразят соболезнование после смерти, а в результате учительского труда – судьбах людей, которые с благодарностью в душе вспомнят учителя, его слова, дела, уроки. И совсем не обязательно им, ученикам, сообщать об этом самому учителю.

Мне буквально вчера на улице встретились две дамы за шестьдесят, мамины ученицы, которые вдруг стали говорить мне, какая хорошая была Лидия Афанасьевна (моя мама), наперебой припоминая какие-то интересные случаи из жизни.

Нет, учитель, посвятивший себя без остатка школе, прожил жизнь не зря. Я в этом уверена.

И учительские дети, даже обделённые вниманием мамы, учатся на её примере многому. В худшем случае – хотя бы тому, как не надо поступать по отношению к своей семье, а в лучшем – человечности, толерантности, великодушию, трудолюбию и многим другим качествам.

Хотелось бы узнать ваше мнение, уважаемые читатели, по проблеме, затронутой в статье.

Всем хороших летних дней, побольше солнца и мирного неба!