Найти тему

Избранная история популярной музыки. 4. Кантри и блюз. КИНОматериалы

Оглавление
Источник: https://www.rollingstone.com/
Источник: https://www.rollingstone.com/

Как всегда, постоянная рубрика моего видеоблога об истории популярной музыки, где я рекомендую кино, так или иначе связанное с описываемой музыкальной эпохой. В данном случае - с эпохой кантри и блюза 1920-1930-х годов.

Поющий кондуктор/The Singin Brakeman (1929, США)

режиссёр Бэзил Смит. в главной роли: Джимми Роджерс

Короткометражное видео, где "отец кантри" Джимми Роджерс предстаёт в своём самом известном амплуа поющего кондуктора, ожидающего свой поезд и исполняющего работницам станции три свои песни. Ниже для сравнения - "окрашенная" версия мини-фильма:

Сент-Луис Блюз/St. Louis Blues (1929, США)

режиссёр Дадли Мерфи. в главной роли: Бесси Смит

Такой некий блюзовый аналог короткометражки с Джимми Роджерсом. В главной роли - великая певица 20-х годов Бесси Смит, исполняющая знаменитую песню на полу в комнате, страдая и осушая бутылку дешёвого пойла.

В блюзе только Бесси/Bessie (2015, США)

источник: kinopoisk.ru
источник: kinopoisk.ru

режиссёр Ди Риис. в главной роли Куин Латифа

Биографический фильм про саму Бесси Смит. В общем-то без каких-то особенностей, зато с как всегда шикарным голосом Куин Латифы, блестяще исполнившей песни самой Бесси.

Ма Рейни: Мать блюза/Ma Rainey's Black Bottom (2020, США)

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

режиссёр Джордж С. Вольф. в ролях: Виола Дэвис, Чедвик Боузман

Прогремевший на Оскаре-2021 камерный фильм по пьесе Огаста Уилсона, повествующий об одном маленьком, но весьма ярком эпизоде из биографии фактически первой бомбы блюза 20-х - певицы Ма Рейни, которая когда-то открыла ранее описываемую Бесси Смит. Эпизод записи одной из её самых известных песен Black Bottom.

Фильм, правда, по большей части драматический и остросюжетный, нежели музыкальный. Главные звёзды фильма - номинированные на Оскар Виола Дэвис в роли самой Ма Рейни и трагически погибший незадолго до выхода фильма Чедвик Боузман в роли трубача ансамбля, который придумал свою аранжировку песни и пытался её продвинуть.

На пути к славе/Bound for Glory (1976, США)

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

режиссёр Хэл Эшби. в главной роли Дэвид Кэрредайн

Биографический фильм о звезде кантри Вуди Гатри, ставшим популярным на волне Великой Депрессии 30-х годов. В фильме показан первый и самый важный период его творчества, когда он, бросив семью в нищенствующем Техасе, поехал искать работу в Калифорнию, а впоследствии через свои песни выразил всю народную боль от происходившей в стране беды. Певец стал фактически первым, кто повлиял на всё возникшее лет через 20 массовое фолк-движение в музыке США.

Битва за Севастополь (2015, Россия, Украина)

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

режиссёр: Сергей Мокрицкий

в ролях: Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Джоан Блэкэм, Вячеслав Николенко в роли Вуди Гатри

Вы, наверное, удивитесь, увидев в подборке этот фильм про знаменитую советскую снайпершу Людмилу Павличенко, участницу Второй Мировой войны. По сути из него для этой темы важна лишь одна сюжетная линия: посещение Людмилой в составе советской делегации конференции в США для склонения страны к открытию второго фронта в Европе. А если точнее, важен лишь один эпизод: встречи снайперши и певца Вуди Гатри.

Как я отмечал ранее в описании фильма "На пути к славе", знаменитый кантри-фолк-певец стал своеобразным "народным голосом", не боявшимся открыто петь про проблемы простого американского рабочего класса во время Великой Депрессии с откровенно "левым" подтекстом. Таким образом, примкнув идеологически к прокоммунистическим взглядам, во время Второй Мировой Вуди Гатри стал яростно поддерживать в своих песнях Советский Союз в борьбе с Третьим Рейхом. И самой яркой его песней, связанной с войной, была песня, посвящённая Людмиле Павличенко, которую он собственно и спел советской девушке-стрелку во время конференции.

Перевод песни:

Мисс Павличенко, ее слава известна
Россия твоя страна, сражение - твоя игра
Целый мир полюбит ее на долгие времена
За то что более чем три сотни нацистов пали от ее оружия

ПРИПЕВ
Пали от ее оружия, да
Пали от ее оружия
Более чем три сотни нацистов пали от твоего оружия

Мисс Павличенко, ее слава известна
Россия твоя страна, сражение - твоя игра
Твоя улыбка сияет, как утреннее солнце
Но более чем три сотни нацистских собак пали от твоего оружия

ПРИПЕВ

В горах и ущельях притаилась, как олень
В кронах деревьев, не ведая страха
Ты поднимаешь прицел, и падает Ганс
И более чем три сотни нацистских собак пали от твоего оружия

В летнюю жару, холодной снежной зимой
В любую погоду ты выслеживаешь врага
Мир полюбит твое милое лицо, так же, как и я
Ведь более чем три сотни нацистских собак пали от твоего оружия

ПРИПЕВ

Не хотел бы я приземлиться с парашютом в вашей стране, как враг
Если ваш Советский народ так сурово поступает с захватчиками
Не желал бы я найти свой конец, пав от руки такой красивой девушки,
Если ее имя - Павличенко, а мое три-ноль-один.

Перекрёсток/Crossroads (1986, США)

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

режиссёр Уолтер Хилл

в ролях: Ральф Маччио, Джо Сенека, Джейми Герц, Стив Вай в роли гитариста Джека Батлера, Тим Расс в роли Роберта Джонсона

Фильм, в ярких красках и с непревзойдённой атмосферой передающий всю суть блюзовых "чёрных" корней: молодой парень, одержимый блюзом, отправляется в самый центр его истоков - в долину Миссисипи - чтобы познать всё величие этого жанра. А помогают ему в этом ворчливый чернокожий дед-блюзмен в прошлом и юная девушка, подобранная по дороге.

Одна из целей - поиск легендарного Перекрёстка, где знаменитый Роберт Джонсон продал душу дьяволу, чтобы стать богом в блюзе и создать Великое Наследие для всей будущей популярной музыки. В кино присутствуют несколько кадров с самим Джонсоном, записывавшим песни.

Безусловно, центром всего фильма является ярчайшая гитарная "дуэль" главного героя и хэви-металлиста в исполнении самого Стива Вая:

О, где же ты, брат?/O Brother, Where Art Thou? (2000, Великобритания, Франция, США)

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

режиссёры Джоэл и Итан Коэны

в ролях: Джордж Клуни, Джон Туртурро, Тим Блейк Нельсон, Джон Гудман, Холли Хантер, Крис Томас Кинг, Чарльз Дёрнинг

Посмотрев этот фильм культовых режиссёров братьев Коэнов (к слову, их самый любимый фильм у меня) можно получить потрясающее, хоть и карикатурно-фарсовое представление о 30-х годах, штате Миссисипе с бушующей в нём расовой сегрегацией, о кантри и блюзе с их начинающим соперничеством на рынке звукозаписи.

История Роберта Джонсона обыгрывается в фильме через чернокожего музыканта Томми Джонсона, которого главные герои-заключённые беглецы подбирают как раз на перекрёстке, где тот продал душу дьяволу, чтобы научиться играть на гитаре. Вместе вся эта весёлая команда под названием "Мокрый зад" записывает на радио кантри-песню - как по мне, это самая мощная сцена фильма!

Вообще во всём фильме Коэны как явные знатоки истории музыки своей страны постоянно издеваются над жанрами "чернокожей" и "белокожей" музыки: то чёрный гитарист играет кантри на гитаре, а то в куклукс-клановской церемонии линчевания негра главный клановец поёт известную кантри-песню акапелла в стилистике баптистского церковного песнопения.

Леди поет блюз/Lady Sings the Blues (1972, США)

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

режиссёр Сидни Дж. Фьюри. в ролях: Дайана Росс, Билли Ди Уильямс

Биографический фильм про певицу Билли Холидэй, кто сделал блюз своеобразным универсальным инструментом для коммерчески популярной музыки. Конечно, прежде всего, благодаря уникальности исполнения песен самой певицей. Сыграла её никто иная, как Дайана Росс, бывшая участница-фронтвумен "девчачьей" группы Supremes, самого успешного в 60-х годах проекта лейбла "Motown Records" (о группе, о лейбле и о самой Дайане Росс я обязательно поговорю в будущем, когда буду вещать про соул-музыку).

Дайана Росс, конечно, совсем внешне не была похожа на Билли Холидэй, а манерой пения - и тем более, но меж тем, она записала для фильма блестящий саундтрэк с перепевками песен блюзменши в своём неповторимом стиле, отчего фильм был номинирован на "Оскар" за "музыкальную адаптацию". Собственно и сама Росс получила номинацию как актриса, а "Золотой Глобус" даже выиграла как лучшая дебютантка.

Соединённые Штаты против Билли Холидей/The United States vs. Billie Holiday (2021)

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

режиссёр Ли Дэниелс. в главной роли Андра Дэй

В отличие от предыдущего фильма, здесь актриса была подобрана прям как копирка: Андра Дэй мало того, что и внешне прям почти идентична Билли Холидэй была, так ещё и песни в её стиле перепела. Ну и сыграла отменно просто, за что была на "Оскар" номинирована.

Вообще при имеющемся фильме "Леди поёт блюз" в фильме само собой сделали кардинально другой подход. Во-первых, "андрадэвская" Билли Холидэй, в отличие от "дайанороссовской", была очень жёсткая и грубая. А во-вторых, в самом фильме (что ему не в плюс лично для меня) в ногу со временем сделали, в первую очередь, акцент не на музыку, а на взаимоотношения Билли с наркотой и ФБР, которое рьяно хотело заткнуть ей рот, чтобы та не пела культовую песню Strange Fruit про расовую несправедливость. Это же был нонсенс в 30-50-х годах, что чернокожая певица поёт такое со сцены белой публике!

Читать также:

ИЗБРАННАЯ ИСТОРИЯ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ. 4. КАНТРИ И БЛЮЗ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.

Блюз
8739 интересуются