Найти в Дзене

Избранная история популярной музыки. 4. Кантри и блюз

Оглавление

Традиционно четвёртая серия моего видеоблога об избранной истории популярной музыки в формате статьи. Для тех, кто предпочитает читать, а не смотреть.

Предыдущая часть:

Избранная история популярной музыки. 3. Свинг (читать).

В этой главе я хотел бы начать историю о народной музыке разных стран, которая к 20-30-м годам XX века вырвалась вверх и получила статус «популярной». В этой главе я поговорю про США.

Источник: https://tunnel.ru/
Источник: https://tunnel.ru/

В прошлых частях я рассказывал о взлёте и закате джаза 1-й половины 20 века, который своими мотивами опутал всю Америку и проник за океан. В то время как в каждой стране в то время из низов пробивались вверх свои национальные мелодии и ритмы, противостоявшие вездесущему джазу.

В самой Америке вследствие деления по расовому признаку с XIX века существовало две народные музыки: у чёрных – блюз, как я говорил уже, а у белых – кантри. Когда-то зародившийся джаз переселился с юга – Нового Орлеана – на север, в Чикаго и произвёл там фурор. Он стал королём прежде всего на севере страны. На консервативном же юге страны музыканты, кто там остался и кто там вырос, продолжали бренчать народную музыку в своём изначальном звучании – под гитару с гармошкой.

У белого населения, особенно в штатах Техас и Теннеси, это была музыка кантри. А в штате Миссисипи когда-то на плантациях трудились тысячи чернокожих рабов, из тяжёлой жизни которых родилась своя музыка, являвшаяся криком их души, - блюз.

Появление звукозаписи и радио превратило эти жанры в популярную коммерческую музыку. И к 30-м годам в США появилось два исполнителя, которые поставили кантри и блюз во главе дальнейшего развитие музыки США и во всём мире. Именно благодаря этим музыкантам блюз и кантри стали двумя основными жанрами, стоявшими у истоков рок-музыки! Хотя до этого ещё тогда так далеко было... Итак, в блюзе это был Роберт Джонсон, а в кантри – Джимми Роджерс. Начнём с кантри и поговорим сначала немного о его истоках.

1. КАНТРИ

Источник: https://www.wallpapertip.com
Источник: https://www.wallpapertip.com

Кантри - изначально завезённая в Новый свет белыми переселенцами музыка, в основе которой лежали англо-кельтские мотивы с явными отголосками к танцевальным ирландским и шотландским ритмам. Но уже к XIX веку эта музыка звучала обособленно и полноценно считалась национальным американским фольклором, распространявшимся, как правило, среди селян и фермеров. Когда эту музыку решили записывать в 20-х годах XX века, ей придумали уже сугубо коммерческое название - «кантри». Думаю, это слово не надо объяснять — по-английски в данном контексте это слово означает «село», «деревня». Сельская музыка, в общем.

К концу 20-х годов на горизонте возникает исполнитель кантри Джимми Роджерс, который на полном основании считается отцом музыки кантри как стиля уже популярной музыки и первой её звездой. Он получил прозвище «поющий кондуктор» благодаря одному короткометражному видео 1929 года, где он в роли кондуктора сидит на перроне, болтает с двумя работницами станции и поёт им три песни.

Отличительная черта в кантри-вокале – йодль. Эта манера использовалась всегда и в другой национальной музыке – альпийской, а именно в австрийской провинции Тироль, в немецкой земле Баварии и в альпийской части Италии. Такой забавный звук использовался в народных песнях кардинально разных стран, находящихся на разных сторонах земного шара, по одной причине – эта музыка и там, и там возникала в среде пастухов, которые подобными звуками – йодлями - на просторах альпийских лугов или диких американских прерий подзывали свой скот.

Самая известная серия песен Джимми Роджерса – 1930-го года – как раз называется "Голубой Йодль". Одна из них – под номером 9 – знаменита тем, что она записана не на гитаре, а на фортепиано с соло на трубе, на которой играл восходивший в зенит славы Луи Армстронг, а на фортепиано – его жена. Заметьте, эта песня, Голубой йодль №9, была записана больше в блюзовом стиле, чем в кантри. Уже тогда белые исполнители не из мира джаза периодически смотрели в сторону музыки чернокожих. А использование блюза в кантри больше, чем через 20 с небольшим лет после этой песни даст взрывоопасную смесь, создавшую рок-музыку. Но пока это был лишь интерес, вызванный необычайным бумом простого блюза в США в 30-е годы.

Джимми Роджерс недолго был королём кантри – умер он в 33 году в 35 лет от туберкулёза.

Фолк/кантри-исполнителя Вуди Гатри отличает от всех остальных кантри-певцов его знаменитая серия кантри-баллад “Dust Bowl Ballads”, состоящая из песен 30-х годов, ставших символом Великой депрессии в Америке. Вуди Гатри, как и все вокруг, отчаявшийся в жизни в эту эпоху, отправляется автостопом из разорённого кризисом Техаса по стране в поиске лучшей жизни с гитарой наперевес, познаёт страдания рабочего класса и примыкает к «левым» движениям. В пути и получили славу его песни. А сам он в начале 40-х написал автобиографию по мотивам своего путешествия.

2. БЛЮЗ

Источник: http://3.bp.blogspot.com/
Источник: http://3.bp.blogspot.com/

К 30-м годам к наступлению эры свинга между джазом и блюзом уже проходила чёткая граница. Буквально за пару десятилетий джаз вырос из музыки бедных афроамериканцев в элитную коммерчески успешную межрасовую и межнациональную музыку, а блюз по сути так и остался криком души афроамериканцев с плантаций южных штатов. Впитав в себя душевную боль и мотивы рабочих песен с хлопковых плантаций, песен афроамериканских евангелических и баптистских церквей прошлых веков — спиричуэлсов, блюз в 20-30-е годы как чистый жанр берёт реванш. Исполнителей блюза было море! Среди чернокожего населения его мог начать играть каждый второй с самых пелёнок. Как говорилось, в фильме «Перекрёсток» 86 года, "если ты в Миссисипи не будешь играть на губной гармошке, тебе ни одна баба не даст". Появляются первые известные исполнительницы чистого блюза, имевшие популярность в 20-е годы. К примеру, "мать блюза" Ма Рейни или же Бэсси Смит, настоящая звезда своего времени.

Блюз возникал стихийно как популярная музыка уже не только в Миссисипи, но и в других южных штатах, к примеру, даже в более «белом» Техасе.

Роберт Джонсон. Источник: https://i.ytimg.com/vi/pcceysxVI4s/maxresdefault.jpg
Роберт Джонсон. Источник: https://i.ytimg.com/vi/pcceysxVI4s/maxresdefault.jpg

К началу 30-х годов в стране возникает певец, сделавший блюз массово популярным жанром в своём изначальном звучании – под одну акустическую гитару и иногда губную гармошку – и выведший его популярность за рамки простого жанра музыки. Это был Роберт Джонсон. Именно ему суждено было во многом предопределить ход движения не только блюза, а всей популярной музыки на многие десятилетия вперёд. В первую очередь, конечно, рок-музыки. Он был родом из того самого штата Миссисипи, с родины блюза, и как никто другой переложил весь его дух и всю его атмосферу в свои записи 30-х годов.

Вокруг этого певца слагали легенды, которые, конечно же, были самым настоящим пиаром, говоря современным языком. Самая главная состояла в том, что Джонсон продал душу дьяволу. Его век был короток. Музыкант сделал несколько первых неудачных записей и внезапно куда-то пропал, а вернулся в 31 году невероятным мастером-виртуозом на гитаре, мастерски исполнявшим народные и свои блюзы, его песни и его исполнение имели ошеломляющий успех, по всей стране и среди белого населения стало популярно приглашать на свои вечеринки блюзовых исполнителей, блюзы стали жадно хватать для своих эфиров радио.

Когда Джонсона спрашивали, как он добился такого успеха, он говорил, что продал душу дьяволу на перекрёстке в обмен на мастерство играть блюз. Этот перекрёсток реально существует в США, это пересечение 61 и 49 дороги в городке Кларксдейл, штат Миссисипи, и является местом паломничества музыкантов всего мира.

Перекрёсток, на котором Роберт Джонсон продал душу дьяволу. Источник: https://www.scenacriminis.com/
Перекрёсток, на котором Роберт Джонсон продал душу дьяволу. Источник: https://www.scenacriminis.com/

В 1938 году молодой блюзмен внезапно погибает от якобы руки ревнивого мужа, создавая, таким образом, первый в истории музыки посмертный синдром в искусстве пиара, который массово будет успешно действовать, как бы жестоко ни звучало, во всём дальнейшем шоу-бизнесе. Я имею в виду, сумасшедший взлёт популярности исполнителя после его неестественной смерти. Во-первых, подтверждение легенды – дьявол внезапно забрал его душу. Во-вторых, именно Роберт Джонсон открывает печально знаменитый в истории прежде всего рок-музыки «Клуб 27». Он погиб именно в 27 лет, оставив после себя колоссальное наследие в виде принципа работы всего последующего шоу-бизнеса, и, самое главное, в виде песен, которые массово перепевались потом многими именитыми рок-исполнителями, что среди них считалось данью традициям. Примерно как у нас перепевать песни Высоцкого.

В то же время в 30-е возникали чернокожие артисты, в творчестве которых всё равно ещё сложно было разделять джаз и блюз. Певица Билли Холидей, начавшая в те времена свой недолгий музыкальный путь и ставшая мастером пронзительных и щемящих душу песен, выступала с джазовым оркестром, но отличительной чертой её голоса и вокальной подачи был, безусловно, блюз – блюз как настроение, как выражение чувств.

Эпилог

На этом историю блюза и кантри я не заканчиваю. На самом деле это только начало того, что потом будет называться рок-музыкой, как бы это странно ни звучало. Вообще блюз – это начало не только музыки. Блюз – это нечто большее, выходящее за её рамки. Как сказал один великий и умный человек, «блюз – это когда хорошему человеку плохо»…

О том, как народная музыка в других странах по аналогии с американской к 20-30-м годам вырывалась вверх и становилась популярной, я расскажу в следующей главе.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

КИНОМАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

ВСЕ ГЛАВЫ ИЗБРАННОЙ ИСТОРИИ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ:

1. ИСТОКИ

2. ДЖАЗ. НАЧАЛО

3. СВИНГ

4. КАНТРИ И БЛЮЗ

5. КАБАРЕ И РЕСТОРАНЫ

6. ЭВОЛЮЦИЯ ДЖАЗА

7. ЧТО ТАКОЕ "АЛЬБОМ"

8. ТРАДИЦИОННАЯ ПОП-МУЗЫКА. ЧАСТЬ 1

9. ТРАДИЦИОННАЯ ПОП-МУЗЫКА. ЧАСТЬ 2

10. ТРАДИЦИОННАЯ ПОП-МУЗЫКА. ЧАСТЬ 3

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.