Найти тему
Кузнецкий арсенал

Новокузнецк — Усть-Кокса. Перевал Громотуха. Уймонская долина

В июле традиционно решили съездить в Горный Алтай. Хотели сначала на южный берег Телецкого, но потом решили поехать в относительно непуганное место — село Усть-Кокса в Уймонской долине практически на границе с Казахстаном рядом с Белухой. Маршрут: Новокузнецк — Бийск, затем на Горно-Алтайск, с первой ночевкой в Баранголе. Пост больше о дороге, а не о достопримечательностях.

Дорога Новокузнецк-Бийск на четверку с минусом, но время экономится значительно, поэтому настоятельно рекомендую всем, кто восточнее Кемерово (Красноярск, Томск, Чита и т.д.) ехать через Кемерово, потом на юг по автобану на Новокузнецк, а далее — на Бийск. Обращаю внимание: село Целинное в Алтайском крае, которое будет у Вас по пути, вопреки указателю лучше проезжать не в объезд, а через село! Дальше поехали по Чуйскому тракту (хотя есть вариант через Чергу, но почитав отзывы, решил таки ехать по отличному асфальту Тракта, чем по грунтовке-щебенке). Проехали Семинский перевал. Народу полно.

Семинский перевал
Семинский перевал

Потом еще немного и доезжаем до поворота у Нефтебазы и направо. Заправиться можно здесь. Но в Усть-Кане есть две заправки даже с 98-ым, в Усть-Коксе — на въезде тоже две приличные заправки и за Усть-Коксой в сторону Мульты ещё одна. Так что — с заправками всё ОК. Шиномонтажки так же в обоих селах есть.

Нам направо
Нам направо

Дальше 100 километров до Усть-Кана. В старых отзывах ранее читал, что много грунтовки. На самом деле — уже нет. Дорога отличнейшая, грунтовки как таковой осталось километров 30. Дорожники работают как муравьи. Думаю, что на будущий год до Усть-Кана будет идеальный асфальт.

Новый асфальт
Новый асфальт

Недалеко от Усть-Кана стоят вот такие суровые батыры метра три высотой, сделанные из металла.

-5

Проскакиваем Усть-Кан, село большое, из окна машины кажется, что заселено в основном алтайцами. На выезде сталкиваемся с ГАИшниками, которые не обращают внимания на нас, но тормозят идущий сзади заряженный "Патрол" с курганскими номерами. Да, в самом селе есть камеры!

Усть-Кан
Усть-Кан

Теперь еще 100 с лишним км, но тут уже асфальта мало, хотя опять-таки дорожники везде. Пока делают новые мосты через многочисленные речки, что-то отсыпают, где-то кладут асфальт. Мой прогноз с такими темпами через пару лет здесь будет Чуйский такт номер два. Вообще, конечно, денег в Горный Алтай вваливается огромное количество. Это не только дороги, но и школы, детсадики, просто загляденье.
Главное приключение на этом участке, это перевал Громотуха. Даже не так — ГРОМОТУХА. Уже, когда высшая точка перевала пройдена, дорога неожиданно уходит на 120 градусов. Я про этот поворот читал в отчетах, морально был готов, но учитывая, что уже порядком подустал — впечатлений хватило, хоть и шёл 60. НЕ РАЗГОНЯТЬСЯ!

В реальности жутковатый поворот
В реальности жутковатый поворот

Внизу пропасть. Там речка. Отбойник короткий. Рядом цветочки искусственные стоят, кто-то ушёл однажды вниз.

Красиво. Но костей не соберешь
Красиво. Но костей не соберешь

Кстати, когда едешь назад, нечего особенного, поворот и поворот. Правда, пришлось остановиться, движение перекрыли — через поворот шел трал с дорожной техникой. Вот там был высший пилотаж у водителя тягача, который смог с таким грузом вписаться в поворот.

Как он повернул - слабо представляю
Как он повернул - слабо представляю

Заезжаем в Усть-Коксу. Большое село, почти город. С автобусными остановками, ливневой канализацией, хорошим асфальтом, большой отремонтированной больницей, банкоматами Сбера, местной газетой, погранотрядом. Да, это погранзона, и нужны везде с собой паспорта, хоть ни разу и не проверяли, но на базах селят только с паспортами и предупреждают о возможных проверках. С погодой в принципе повезло — то ливень, то жара плюс 31.

Центральная улица Усть-Коксы
Центральная улица Усть-Коксы

В селе — несколько кафе. Аутентичной алтайской кухни не ждите — стандартные шашлыки, плов, шурпа. В селе два сетевых супермаркета, с продуктами и выпивкой всё отлично. Объявлений "Сдам жилье" как, допустим, в Акташе — не видно. Туристических баз мало. Бронировать лучше заранее, всё занято альпинистами, поклонниками Рериха, детьми из Питера, прилетевшими заниматься у-шу и т.д. У нас там было забронировано две базы — "Альтаир" и "Асонов ключ". Обе отличные. Домики со всеми удобствами, в "Асоновом ключе" бассейн, ванны мараловые и т.д. "Асонов ключ" в 20 километрах от Усть-Коксы. Из "Асонова ключа" открывается шикарный вид на долину, а вечером хорошо видно Белуху. В поселке Теректа, рядом с базой есть нормальный продуктовый магазин и пекут прекрасный фермерский хлеб. Пекарню найдёте по запаху.

-11

"Альтаир" в самой Усть-Коксе, два корпуса со всеми удобствами, но можно приезжать со своими палатками. Для "палаточников" сделан отдельный нормальный санузел с унитазами и душевое отделение с горячей водой.

-12
Атмосферный ресторанчик на базе
Атмосферный ресторанчик на базе

В самой Усть-Коксе достопримечательностей нет, за исключением самобытных подвесных мостов и фонтана в центре села.

-14

Все достопримечательности — уже за селом — Мультинские озера, Красная, музей Рериха, музей староверов. Но, собственно, об этом можно прочесть и в интернете. На выезде из села аэропорт. Сейчас в основном используется пограничниками, но, судя по прессе, хотят пустить Л-410 из Горно-Алтайска.

Эмблемы "Аэрофлота" остались с советских времен
Эмблемы "Аэрофлота" остались с советских времен

Сама Уймонская долина, ради которой мы ехали — прекрасна. Десятки тысяч лет назад она была дном озера. Кругом горы, как сказал выше, на закате видна Белуха. Народ живет в основном русский, полно бородатых староверов, которые легко могут тормознуть очередь в магазине на кассе, начав рассчитываться мелкой наличкой — картами она не пользуются.

На Уймонскую долину можно смотреть бесконечно
На Уймонскую долину можно смотреть бесконечно

Назад поехали тем же маршрутом. Кстати, спрашивают — можно ли доехать на "Солярисе", например. Да, можно. Всё укатано, никаких проблем для легкового автомобиля нет.
Повторюсь. Через пару лет здесь, конечно, всё будет забито туристами, наверняка появится горнолыжка. Поэтому ехать лучше сейчас, чтобы захватить относительно нетронутую природу и красоту. Самый яркий пример — это Манжерок. Сбер там строит колоссальный горнолыжный комплекс. В прошлом году — были только сваи, а сейчас уже отель размером с Лужники.

Чем не Лужники?
Чем не Лужники?