Найти тему
Советская Эра

Отечественная грузовая машина, стоявшая на конвейере полвека. Ее мотор выпускали еще дольше

Оглавление

Сколько колес на задней оси

Речь конечно же пойдет про ЗИЛ-157, история которого начинается с середины 40-хх годов. Еще раньше на конвейере стоял ЗИС-151. Это была первая грузовая машина на полном приводе, которую собрали на мощностях завода в Москве после окончания Войны. Первые экземпляры получали двускатные и односкатные задние колеса. В серию пошел грузовик именно с двускатными колесами, на манер Студебекера, который поставлялся по лендлизу. ЗИЛ-157 начали собирать в конце 50-хх годов и на машине стояли уже односкатные колеса, ведь с ними машина получала куда более высокую проходимость.

От Студебекера оставили заднюю подвеску, а рамы доработали и сделали мощнее, чем у грузовика из Америки. В тормозной системе решили применять пневматику, а кабинный модуль взяли от типового ЗИЛ-150, но изменили оперение и тип крыльев. Все это было похоже на Додж 30-хх годов.

Шины с автоматической подкачкой

На приборной доске в левой части расположен манометр тормозной системы, а в правой части система, которая регулировала давление в колесах. Под манометром расположена рукоять, перемещение которой способствовало регулированию давления в шинах.

-2

Интересно, что КПП и раздаточную коробку для ЗИЛ-157 изготавливали самостоятельно в заводских условиях.

Возвращаясь к системе регулирования давления в колесах, водитель управлял ею самостоятельно, со своего места, причем менять показатели можно было в пределах от 0.5 до 3.5 атмосфер. Это значительно улучшало проходимые возможностии на нестабильных почвах.

По свидетельствам тех, кто проработал на заводе продолжительное время, эта система изначально нравилась далеко не всех военным, а они были в числе основных заказчиков грузовой машины. После продолжительных испытаний, даже те, кто был настроен скептически, признали то, что нововведение действительно полезно.

В гражданском применении систему не использовали. Получив грузовик, данная функция сразу отключалась. Дело в том, что когда грузовик долго простаивал, воздух уходил из шин, а чтобы его подкачать, требовалось значительное количество горючего.

Двигатель, которому 70 лет

-3

Силовая установка с нижним расположением клапанов, имевшая объем 5.4 литра, выдающая 110 лошадиных сил.

История этого двигателя берет свое начало еще с 20-хх годов прошлого века, то есть его начали собирать и ставить на машины еще раньше, чем придумали сам грузовик. Если вспомнить, что ЗИЛ-157 выпускался до начала 90-хх годов прошлого века, можно понять, насколько живучим и удачным получился двигатель.

Конечно, не обходилось и без его доработок. Так, несколько существенных модернизаций кардинальным образом его изменили. От изначальной версии остался только блок цилиндров, и то, его позже доработали.

Мощность двигателя по техническим данным достигала своего максимального значения уже при 2800 оборотах в минуту.

Самая первая модификация силовой установки была на 104 лошадиные силы, а модернизированная выдавала уже 110 сил.

Ряд основных составляющих мотора имеет схожесть с ЗИЛ-130. Мотор ремонтопригоден и имеет большой запас надежности. Практически ко всем узлам и агрегатам двигателя имеется свободный доступ, что очень важно, ведь грузовик поставлялся в ряды армии.

Для езды требовались определенные навыки

-4

Кабина, схожая с таковой у ЗИЛ-150, имелось множество рычагов и огромное количество разных табличек. На них выводилась основная информация о системах.

Действительно, грузовая машина была сложна в освоении, особенно для того времени. Освоить ее было проблематично даже для опытных шоферов, которые раньше управляли грузовиками с приводом только на одну ось.

Так как автомобиль предназначался для войны, осваивали его молодые парни. Они предварительно учили матчасть, однако все выученное затем нужно было применить на практике.

-5

В кабине все указано достаточно подробно, и то как управлять масляным радиатором, и то, как правильно включать подкачку шин и даже отдельные органы управления заслонками радиатора.

Достаточно основательно на табличках было написано и то, как переключать передачи в главной КПП на 5 скоростей, а также то, как правильно подключать дополнительный мост и включать понижайку.

Рукоять для управления заслонками радиатора

-6

Этому механизму в инструкции к машине отводится отдельный пункт, а также описывается то, как нужно включать систему подкачки шин. Для этого выведен свой рычаг. Манометр содержит надписи, указывающие на различные режимы езды, например, по болоту, снегу или песку.

С пальцами нужно быть осторожнее

Грузовик, кроме всего прочего, комплектуется и отопительной системой, причем не очень то и функциональной. Многие из тех, кто управлял еще довоенными машинами, рассказывали, что большая часть тепла просачивается наружу через многочисленные отверстия и проемы. Однако в кабине все же было чуть тепло.

Усилителем руля машина не комплектовалась достаточно долго, вплоть до начала 80-хх годов. Производились эти машины на мощностях московского завода, а также на заводе УАМЗ до начала 90-хх годов. Однако на всем протяжении выпуска, водителям и не требовался никакой усилитель руля. Никто не хотел усложнять конструкцию. Грузовик и ценили за то, что он по своему конструктиву был надежен и прост. Интересно, что за руль закрытым хватом держаться не получится, так как на кочках и ухабах сильно отдает в руль, да так, что может выбить все пальцы.

Может проехать везде

Стоит понимать, что 157-ой грузовик не для езды по асфальту. Ему больше подходит пересеченная местность.

Действительно, переключать передачи, особенно на первых моделях, нужно было, обладая особыми навыками, как и подключать передний мост. Его, кстати, можно было включать и во время движения машины.

Всего за время выпуска был собран практически миллион 157-ых и 151-ых моделей.

Вообще машина стала символом перемен, масштабного строительства и требовала действительно сильных рук.