Эдуард Мане написал картину «Завтрак на траве» в 1863 году. Полотно импрессиониста размером 2,08 на 2,64 метра было выставлено на Парижском Салоне.
Салон - самая престижная выставка во Франции. Туда падали лишь лучшие работы. Провокация, которую устроил Мане не была понята комиссией и эту картину, как и еще три тысячи полотен, отвергли. Император Наполеон III был восхищен работами и в противовес создал «Салон отверженных». Сделал он это в здании Парижского салона, но на другом этаже. Вся парижская богема отдала предпочтение именно «отверженным».
В «Завтраке на траве» скрывается глубокий смысл. Фигура обнаженной девушки показана плоской, а мужские объемными. Возможно, автор хотел затронуть уже тогде острую проблему неравенства. Официальные костюмы на фоне природы контрастируют так же, как и нагая девушка на фоне этих мужчин. Полотно пропитано скрытой сексуальностью. Один из мужчин держит руку за спиной девушки, этим он подчеркивает их связь. Но второй дэнди также претендует на внимание девушки. Об этом нам говорит резкий агрессивный жест.
Фигура героини буквально светится и притягивает внимание. Она выделена с помощью контраста. Фигура будто обрисована темным фоном и выступает из картины. Холодный оттенок героини первого плана контрастирует с теплым оттенком кожи второй героини. В этом читается отстраненность образа, ей безразлично происходящее. Живыми остаются лишь глаза, которые пристально смотрят на зрителя.
Странной деталью является снегирь. Зимняя птица как-то попала на картину в разгар лета. Эта деталь говорит нам о нереальности происходящего и эмоциональной холодности.
Посетители выставки возненавидели картину. Ёе даже пытались проткнуть зонтом. Чтобы сохранить полотно, его поместили в самый дальний угол, где оно было в безопасности. Мужья проводили жен мимо этой картины, а потом возвращались и рассматривали ее.
Героями картины стали современники Мане. Это были люди хорошо известные в светском мире. Мужчины — брат и будущий шурин Мане. На переднем плане натурщица Викторина Меран, по прозвищу «Креветка». Сама Меран, которую назвали дамой полусвета, была неплохим художником и дожила до 83 лет.
В шокирующей и эпатажной картине скрывается глубокий смысл. На самом деле художник говорит о судьбе женщины в ХIХ веке. Поднимается проблема фальшивой жизни, которая состоит из церемоний и внешнего благополучия. Мане этим полотном рассказывает открывает проблемы, которые ранее не затрагивались в живописи. Эти проблемы табуировали его современники, но сегодня мы можем в полной мере оценить новаторство художника.