Добрый день, дорогие друзья!
#Петергоф - одна из главных достопримечательностей северной столицы. Бывший императорский дворцовый ансамбль поражает своим размахом и роскошью. Сюда не зарастает народная тропа, а в сезон здесь не протолкнуться. Однако совсем рядом с музеем есть несколько интересных мест, которые вас ничуть не разочаруют, зато позволят отдохнуть от толп туристов.
Императорские конюшни.
В исторической перспективе совсем недавно главным средством перемещения людей была лошадь. Она выполняла роль личного транспорта на протяжении тысячи лет. Отношение людей к своим коням было соответствующее. О них заботились примерно также, как мы сегодня о машинах. Сейчас можно найти шикарные конюшни в разных странах, которым сотни и даже тысячи лет.
Хороший конь всегда был на вес золота (про цены сейчас промолчу...). Соответственно, таким дорогим животным полагался соответствующий уход. Тем не менее в российской императорской фамилии долгое время не было дворца для коней, как было принято в самых богатых правящих домах Европы и Азии. Императорские конюшни находились неподалеку от резиденции в Петергофе, но были деревянные и неказистые.
Все изменилось в середине XIX в., когда император Николай I решил наконец порадовать себя и своих коней (да и до восточной окраины Петергофа руки дошли). В 1848 г. началось строительство дворцовых конюшен по чертежу архитектора Н.Л. Бенуа. Они и сейчас расположены к востоку от входа в Петергоф, через Красный пруд.
Новый комплекс конюшен был выполнен в популярном в то время неоготическом стиле. Кроме того, как мы увидим дальше, этот стиль очень любила жена императора Александра Федоровна.
Конюшни занимают целый квартал. Действительно, здесь был построен настоящий комплекс для жизни конюшен. В зданиях располагался манеж, кузница, каретная, сеновалы, ветеринарная лечебница, кладовки и даже жилье для персонала.
Самое крутое здесь - архитектура. Очень аккуратная, выверенная и продуманная. Лепнина на окнах и фасаде вообще достойна находится в каком-нибудь дворце, а не на конюшне. Кроме того, внутри сохранились превосходные своды. Однако попасть на экскурсию туда можно только по записи в соответствии с календарем. Плохо, что их проводят очень даже редко.
После революции как только не использовали данный комплекс. Здание конюшен дольше всего приютила у себя санаторий "Петродворец". Всегда было интересно, каково отдыхать в таких крутых местах, а не в стандартных панельках, расплодившихся по всему Союзу? Но узнать уже не удастся...
Сегодня конюшни стоят без дела, и лишь знающие или случайные прохожие любуются настоящим замком, но не для людей. Территория вокруг заросла, хотя и не выглядит полностью заброшенной. Потихоньку восстанавливают здания конюшен. Ждем, когда жизнь снова войдет в эти стены.
Парк Александрия
Парк Александрия расположен буквально за забором от территории Нижнего парка Петергофа. Они соединяются тремя дорожками. Кстати, попасть на экскурсию по Александрии можно и из Нижнего парка на автобусах. Однако как же они бесят простых пешеходов, так как ездят по достаточно узким дорожкам. А еще затмевают тихую и умиротворяющую атмосфера нетуристического парка своей аудиоэкскурсией...
Вернемся к хорошему. В Петергофе ОЧЕНЬ МНОГО ЛЮДЕЙ. Это понятно. Но за полдня от них устаешь. И вот тут-то поможет Александрия. Проходим через конюшни, информация о которых сверху и заходим вообще в другой мир. Парк был построен при том же Николае I для своей жены Александры Федоровны. Собственно, и назван в ее честь.
Почти сразу после входа нас встречает великолепная Александро-Невская церковь в готическом стиле. Она великолепна! Маленькая домашняя капелла очень похожа на английские средневековые храмы. Небольшое квадратное здание служило личной часовней для императорской фамилии во время их пребывания в этой летней резиденции.
Снаружи можно найти 43 медных фигурки святых. А разглядывать лепнину, резные окна, порталы и башенки - отдельное удовольствие. Часовня открыта только летом и в сухую погоду. К сожалению, мы не попали внутрь, не посмотрели на интересное оформление алтаря и интерьера.
В парке Александрия находится два дворца. Первый на нашем пути - Фермерский. Он когда был построен для царевича Александра II. Интересная архитектура, легкие формы, зелень и тень, что еще нужно для отдыха на природе? Вот и императорская фамилия в XIX в. сильно изменила свое мировоззрение на жилье. Семейство Романовых потихоньку переезжало из огромных и слишком уж роскошных Петергофа, Зимнего дворца и др. в новые, стильные и не такие помпезные усадьбы.
Конечно, главным шедевром парка является дворец Коттедж. Он был построен специально для Александры Федоровны в ее любимом неоготическом стиле архитектором А. А. Менелосом. Дворец просто шикарен. Я был крайне удивлен и восхищен им. Особенно наложилось чувство контраста с Петергофом.
Коттедж - уникальный памятник. Он сохранился без перестроек и капитальных ремонтов со времен своего сооружения в 1826-1829 гг. (ну кроме подстройки открытой столовой в 1842 г.). Интерьеры и мебель также были сохранены во время ВОВ. Таким образом, перед нами предстает дворец в своей красе без критических изменений.
Мне очень понравился Коттедж, во-первых, за его неповторимую архитектуру. Она легкая, я бы даже сказал деревенская. Бесконечные балкончики, террасы, уютные комнатки, просто шикарно. Я и не знал, что готика может быть такой романтичной и легкой для восприятия! Да и вообще, это, пожалуй, первый дворец, в котором я бы и сам поселился.
Во-вторых, внутри работники музея сохранили первозданную обстановку. Можно разглядеть очень много предметов искусства. На самом деле, здесь ощущаешь себя, как на крутой старой даче, а не во дворце императора. За этими ощущениями и стоит сюда прийти. Давайте полюбуемся на интерьеры комнат дворца!
Дворцы в Александрии не похожи на своих собратьев из того же Петергофа, Царского Села и др. Здесь нет вычурности, позолоты, множества лепнины и других признаков роскоши. Фермерский дворец и Коттедж очень камерные, даже местечковые, зато очень атмосферные и стильные. Здесь тихо, спокойно, но главное это не мешает им впечатлять посетителей. В общем, очень советую сходить сюда и увидеть своими глазами, особенно если устали от бесконечной позолоты.