Не думал, что джаз-роковые гладиаторы, известные как группа Colosseum, до сих пор рубятся на аренах, а тем более - записывают альбомы. После смерти отца-основателя, виртуозного барабанщика Джона Хайзмена, и отхода от дел его вдовы, саксофонистки Барбары Томпсон, казалось, что "Колизей" лежит в руинах и его трубы умолкли навсегда. Поэтому появление весной диска под названием "Restoration" ("Реставрация") прошло для меня незамеченным, и только недавно довелось послушать эту работу, обложка которой отсылает к легендарной пластинке 1971 года "Colosseum Live".
Сразу возник законный вопрос: кто же участвовал в записи, кем заменили ушедших музыкантов, и кто остался в группе с прежних времен? Оказалось, что состав обновился на 50%, и к троим ветеранам - вокалисту Крису Фарлоу, гитаристу Клему Клемпсону и басисту Марку Кларку - присоединилось трио новичков: Ник Стид - клавишные, Ким Нисикавара - саксофон, Малком Мортимор - барабаны.
Самый именитый из новобранцев - драммер Мортимор, который был когда-то участником Gentle Giant и записал с ними концептуальный альбом Three Friends (1972). Продолжить карьеру в этой легендарной группе ему помешала мотоциклетная авария. В дальнейшем Мортимор сотрудничал с Томом Джонсом, Спайком Хитли, Крисом Спеддингом, Миком Джаггером и многими другими, играя в разных жанрах - джаз, рок, эстрада. Что сказать о его выступлении с Colosseum? По сравнению с агрессивным стилем Хайзмена оно выглядит достаточно скромно. Барабанщик играет очень аккуратно, просто и скупо, не стремясь выделяться - громоподобных соло на десять минут вы не дождётесь. Впрочем, нынешний Colosseum - это не сборище виртуозных эгоманьяков, где каждый тянет одеяло на себя. Саксофонист Нисикавара тоже далеко не Хекстолл-Смит, о нём вообще мало что известно. Загадочный японец в европейской группе - явление не новое, на память сразу приходит Тетсу Ямаучи из Free, а Дамо Судзуки, прославившийся в составе Can, до сих пор безумствует на сцене, выступая везде, где его готовы слушать. Ещё, помню, когда-то на концерте Джона Зорна меня поразил японец-барабанщик, постоянно сопровождавший свою бешеную игру самурайскими воплями - невероятный! Впрочем, я отвлекся. Возвращаясь к "Колизею", скажу, что партии сакса исполнены, конечно, мастерски - по-другому и быть не могло - но опять же им недостаёт какой-то свободы, драйва, дикости... Видно, что музыканта поставили в строгие рамки, за пределы которых он не выходит. Кстати, недавно пришло печальное известие о смерти Барбары Томпсон, прекрасной женщины, которую я имел счастье видеть на сцене в составе Colosseum на московском концерте 2005 года. Тогда музыканты жгли вовсю, особенно при исполнении Valentine Suite, а вот на новом альбоме царит сдержанность. Добрые слова хочется сказать о клавишнике - Ник Стид, "пианист-фрилансер", как он сам представляет себя на своем сайте, отработал очень здорово, достойно заменив такого монстра, как Дэйв Гринслейд. Тот не участвует в возрожденных Colosseum, отдавая всё время работе на телевидении и сочиняя музыку для многочисленных сериалов, продюсеры которых буквально стоят к нему в очереди. Зато у микрофона по-прежнему неподражаемый Крис Фарлоу, чей голос с годами не теряет силы и гибкости. Бас-гитарист Марк Кларк, помимо солидной игры, сочинил несколько композиций и спел несколько вокальных партий. И, конечно, стоит выделить гитару Клема Клемпсона - украшение альбома, работа большого мастера, выполненная с большим вкусом.
В записи альбома приняла участие певица Ана Грейси Хайзмен - дочь Джона Хайзмена и Барбары Томпсон, соединив таким образом нить времён: не осталось в группе никого из оригинального состава, зато есть достойные наследники, взявшие на себя реставрацию того, древнего Колизея.
Конечно, восстановленная группа - это не совсем то же самое, что исходник, и нынешний Colosseum, при всей узнаваемости отдельных элементов, исполняет немного другую музыку. То есть это по-прежнему джаз-рок, но уже не такой навороченный и полный страсти - годы берут своё! - а более степенный и даже местами салонный. Впрочем, и хард-роковые ходы здесь есть, и блюзовая составляющая преобладает, как и положено умудренным жизнью людям. У альбома есть свои достоинства, а в лучших моментах он просто неотразим. Стартовая композиция First In Line, с восточными мотивами, полна древней магии и вдохновения, Фарлоу гипнотизирует своим неповторимым голосом, виртуозные гитарные проходы Клемпсона напоминают о том, что в своё время его рассматривали как кандидата на замену в Deep Purple вместо Ричи Блэкмора... Гитара правит бал и на второй песне - Hesitation - с отчетливым хард-роковым риффом и лирическим отступлением в виде совместной импровизации тенор-саксофона и женского голоса. В кларковской Need Somebody соединились блюз и соул - любимая смесь Криса Фарлоу, где он чувствует себя, как рыба в воде. (Очень большая и голосистая рыба, заметим в скобках). Tonight - ностальгическое посвящение прежним временам с вокалом Кларка и фортепиано Ронни Лихи, которого читатели могут помнить по работе в Nazareth. Поет Кларк и в идущей следом A Cowboy's Song, а Фарлоу присоединяется к нему в припеве. Своеобразная композиция, сплав хард-рока, джаза и опять же соула, с неожиданными переходами. Вещь на любителя, а вот Innocence - несомненная жемчужина, хит в лучшем смысле слова. Сочинил её датский музыкант Лейф Блонд (настоящее имя Берт де Рюйтер), давний знакомец Фарлоу, который неоднократно с ним сотрудничал. Инструментальную задумчивую пьесу If Only Dreams Were Like This сочинил Ник Стид, и это самая джазовая композиция на альбоме, где все понемножку импровизируют. Затем басист Кларк вновь даёт хардеца в напористой I'll Show You Mine, построенной на жестком гитарном риффе, который сыграл соавтор Кларка по имени Рой Де Тоун. Отличный драйвовый номер, браво исполнителям. Home By Dawn в стилистике кабаре - ещё одна радость для Криса Фарлоу, он просто король таких ретро-вещичек. Я их тоже обожаю, так что спасибо, маэстро. И в заключение - забойная Story Of The Blues, авторства опять же Ника Стида - молодцом, новичок! Тут уже никто не сдерживается, все отрываются на полную катушку. Великолепный финал альбома, дающий понять: пороховницы по-прежнему полны!
Итак, очередные динозавры порадовали меломанское сердце очень и очень достойным релизом - фирма веников не вяжет! Никто не возьмётся предсказать, долго ли ещё просуществует данная формация, но гастрольный график до конца текущего года у них заполнен. Кому повезёт - спешите видеть! А я на этом заканчиваю, спасибо за внимание.