Найти тему
Журнал «Баку»

Новый старый дом: Chloé за осознанную моду

В октябре 2021 года Chloé первым из люксовых модных домов получил сертификат B Corporation – знак отличия ответственной моды. А за полгода до этого в Париже прошел показ осенне-зимней коллекции марки – дебютное шоу нового креативного директора Габриэлы Херст. Именно благодаря ей старый бренд стал флагманом экологичной фешен-индустрии.

Выбор места и времени для презентации первой коллекции новой командующей маркой был неслучайным. Именно в «Кафе де Флор» на бульваре Сен-Жермен в 1956 году устроила свой первый показ основательница марки Габриэль Агьен. В день дебюта Габриэлы Херст, 3 марта 2021 года, Агьен исполнилось бы 100 лет.

Херст никогда не смогла бы занять пост креативного директора Chloé, если бы не новая политика бренда. Главный исполнительный директор марки Рикардо Беллини объявил об изменении бизнес-модели в ноябре 2020 года: марка взяла курс на устойчивое развитие и поддержку женщин. «От просто создания вещей мы переходим к новому этапу, на котором на первое место выходит связь с нашей аудиторией, – пояснил Беллини позицию компании. – Сегодня недостаточно создать коллекцию, нужно развивать взаимодействие с людьми, и это непрерывный процесс. Ценности бренда теперь не менее важны, чем эстетика».

Впрочем, всё началось раньше. В 2019 году марка в партнерстве с UNICEF запустила программу поддержки профессиональной подготовки женщин Girls Forward. В начале 2020 года вышла серия интервью с представительницами модной индустрии – Chloé Voices. А в декабре 2020-го, в подтверждение движения в сторону осознанности и экологичности, бренд пригласил на должность креативного директора Габриэлу Херст, дизайнера уругвайского происхождения (БАКУ писал о ней в № 74).

Габриэла Херст
Габриэла Херст

Габриэла выросла на ранчо, которым управлял ее отец. В 2015 году она запустила собственную марку одежды Gabriela Hearst, в которой стремилась воплотить ценности «медленной жизни», любовное отношение к работе и внимание к деталям. Для уругвайки традиции всегда стояли выше трендов: каждую вещь она наполняла смыслом. Работая с разными материалами, Габриэла отслеживала происхождение каждого и интересовалась условиями труда людей, которые их производят. В 2019 году она организовала в Нью-Йорке первый в истории моды показ, не оставивший углеродного следа.

Ее инициативы в стремлении к осознанной и «честной» роскоши не остались незамеченными. В 2020 году Американский совет модельеров (CFDA) назвал Херст дизайнером года в категории «Женская одежда». А Британский совет моды присудил ей почетную премию Fashion Awards 2020 «за экоинициативы и вклад в развитие устойчивого подхода в модной индустрии». Почетно, но по меркам прежних десятилетий недостаточно для главного поста в одном из старых парижских модных домов. Чтобы представлять себе наследие, которое вверили молодой женщине с уругвайского ранчо, стоит подробнее остановиться на истории Chloé.

-3

ЖЕНСТВЕННОСТЬ ПРОШЛОГО

Будущая основательница дома Габриэль Ханока родилась в египетской Александрии, в семье директора сигаретной фабрики. В 1940-м она вышла замуж за своего школьного друга Раймона Агьена, сына экспортера хлопка. Через пять лет молодая пара переехала из Египта в Париж, где Агьены немедленно познакомились с Луи Арагоном, Полем Элюаром, Тристаном Тцара. В 1956 году Раймон открыл галерею современного искусства. А Габриэль еще в начале 1950-х увлеклась одеждой: «Я создала небольшую коллекцию и наняла опытную портниху, ранее служившую в домах высокой моды. Я сама подбирала ткани и даже пуговицы и не боялась рисковать. Вскоре я уже не могла думать ни о чем другом. Это было словно торнадо!»

В 1952 году Габриэль вместе с партнером Жаком Ленуаром создала бренд Chloé. Есть разные версии, почему было выбрано такое название. Согласно одной, Агьен понравился один из эпитетов богини Деметры: Хлоя в переводе означает «цветущая, зеленеющая». По другой версии, Габриэль просто считала собственное имя неблагозвучным и предпочла назвать детище именем близкой подруги Хлоэ де Брюметон. Свои вещи Габи называла «роскошным прет-а-порте». Беззаботно романтичные, женственные наряды свободных силуэтов из тонких тканей, словно наполненные летним теплом, имели большой успех. В 1960-х годах бренд начал сотрудничать с молодыми дизайнерами, среди которых оказались такие таланты, как Жерар Пипар, Мишель Розье и Карл Лагерфельд. «Поначалу я думала, что у дизайнера из Германии должен быть спорный вкус, – вспоминала Габи. – Но когда другие дизайнеры приносили два эскиза, Карл приносил двадцать».

-4

С 1964 года Лагерфельд создавал для Chloé несколько вещей в сезон, а осенью 1972-го представил первую полноценную коллекцию: свободные куртки, шелковые рубашки, платья, юбки-брюки. Критики тепло приняли показ, и он положил начало долгому сотрудничеству Chloé и Лагерфельда. Рекламные кампании бренда в тот период снимал знаменитый Ги Бурден, а клиентками дома стали Джеки Кеннеди, Брижит Бардо, Мария Каллас, Грейс Келли. В 1982 году Лагерфельд оставил марку ради Chanel, а тремя годами позже Chloé выкупил крупный швейцарский холдинг Dunhill Holdings. В 1992-м Карл вернулся – и для бренда наступил период подъема и больших перемен. Теперь Лагерфельд создавал яркие коллекции, полные отсылок к классике и поп-культуре, но при этом женственные и романтичные в духе Габи Агьен. На дворе была эпоха супермоделей, и эти наряды демонстрировали Наоми Кэмпбелл, Клаудиа Шиффер, Кейт Мосс.

Весной 1997 года главным дизайнером Chloé стала Стелла Маккартни, недавняя выпускница лондонского Колледжа Св. Мартина. Двумя годами ранее ее выпускную коллекцию – не без папиной протекции – демонстрировали Наоми Кэмпбелл, Кейт Мосс и Ясмин Ле Бон под папину же песню Stella May Day. Успех был громкий, событие попало на первые полосы газет, наряды от Стеллы немедленно закупили байеры Лондона и Токио, однако Лагерфельд язвительно заметил: «Chloé нужно было громкое имя. Они его получили, но в музыке, а не в моде. Будем надеяться, что она одарена так же, как ее отец». Скепсис не оправдался: идеи Стеллы принесли бренду коммерческий успех, и критики были к ней благосклонны.

-5

Однако со временем Стелла занялась своим брендом. На посту креативного директора Chloé ее заменила интеллектуалка Фиби Файло, а затем Ханна Макгиббон. Молодые британки представили новые концепции: на смену оборкам пришел лаконичный минимализм, марка расширила линейку аксессуаров, запустила молодежную линию See by Chloé. Пришедшая в Chloé в 2011 году Клэр Уэйт Келлер добавила вещам еще больше непринужденности и отчетливый вкус к комфорту. Сумки Drew и Faye взлетели на пик популярности и пополнили гардеробы модниц всего мира. В 2017-м Клэр перешла в Givenchy – и годом позже сшила знаменитое свадебное платье Меган Маркл.

Следующий главный дизайнер Chloé Наташа Рамсей-Леви принесла в бренд опыт работы с Николя Жескьером в Louis Vuitton и Balenciaga. В те четыре года, что она руководила, марка много сотрудничала с художниками, скульпторами, музыкантами и танцовщиками. Костюмы от Chloéпоявились даже на сцене Большого театра: в 2018 году во время международного фестиваля «Бенуа де ла Данс» прима-балерина Балета Сан-Франциско Мария Кочеткова и датчанин Себастьян Клоборг танцевали в них в постановке британского хореографа Дэвида Доусона «И когда прошел день».

Коллаборации с художниками тоже были яркими и запоминающимися. Так, показ осенней коллекции 2020 года прошел в парижском Большом дворце. Подиум оформили пятью тотемными скульптурами Марион Вербум; на платьях, блузах и сумках были воспроизведены репродукции картин Риты Акерманн, а постер с ее работой прилагался к приглашению на шоу. Саундтреком к показу стали стихи XVIII–XIX веков в исполнении Марианны Фейтфулл: знаменитая певица и икона стиля 1960-х начитала их на музыку французского музыканта Джексона Фуржо, партнера Рамсей-Леви. Сама коллекция включала в себя жакеты, блузы из полупрозрачной легкой ткани, платья с рюшами и аппликациями в лучших традициях дома Chloé.

А во время показа весна-лето 2021 в подиум превратились окрестности Palais de Tokyo. Футболки, рубашки и свитшоты из коллекции A Season In Hope украшали работы активистки и художницы Кориты Кент, созданные в 1960-х годах.

-6

ЖЕНСТВЕННОСТЬ БУДУЩЕГО

Габриэла Херст стала девятым креативным директором Chloé и в первой коллекции для марки решила отдать дань уважения всем своим предшественникам, начиная с Габи Агьен. В вещах читались отсылки к наследию дома и к Карлу Лагерфельду, Фиби Файло, Стелле Маккартни; легко узнавались элементы, составляющие ДНК бренда: рюши, воланы, бахрома, вышивка.

Одними цитатами и референсами дело не исчерпывалось. Херст поручила своей команде скупить на eBay старые сумки Edith. Пятьдесят найденных экземпляров кастомизировали с помощью обрезков тканей и других материалов из закромов дома – получились новые объекты из старых вещей. Для самой Габриэлы Edith имеет особую ценность: 16 лет назад именно она стала ее первой люксовой сумкой и одновременно символом любви к бренду.

Chloé – модный дом, созданный работающей женщиной для работающих женщин, и Габриэла сохранила этот лейтмотив. В ее коллекции есть и большие сумки, в которые поместится всё необходимое, и многослойность, которая защищает от непогоды и позволяет быть разной, скрывая особенности фигуры. Как нельзя кстати оказалось и то, что Херст виртуозно работает с тканями: она использует трикотаж, экоматериалы, лоскутные техники. В финале показа появились наряды, сшитые из остатков кожи.

Забота о здоровье также волнует новую Chloé. Когда-то Херст начинала с того, что вшивала в карманы подкладку с частицами серебра, которая должна была блокировать излучение мобильного телефона. Перебравшись в Париж, она украшает сумки и кулоны кристаллами аметиста, цитрина, оникса и других камней: в ее видении это своего рода талисманы, защищающие хозяйку. Говорят, перед первым показом и она обзавелась талисманом: Микаэла, внучка Габи Агьен, подарила ей на удачу кольцо, которое основательница марки носила на собственных шоу.

Для Херст один из главных компонентов успеха – экологичность, и в этом смысле ее дебют точно удался. «Всего за два месяца мы создали коллекцию, в четыре раза более экологичную, чем прошлая зимняя», — отметила Габриэла. 80 % кашемира было получено из переработанной шерсти. Кроме того, бренд использовал больше льна и меньше хлопка (обработка последнего требует огромного расхода воды).

«Как бы банально ни звучало, эта коллекция о любви, – резюмировала Херст. – О любви ко многим вещам: ремеслу, дружбе, ближнему». Казалось бы, это не совсем те или даже совсем не те ценности, которыми вдохновлялась Габриэль Агьен на заре Chloé. Но если вдуматься, корень у них один и тот же. Ведь это очень по-женски – любить, ценить и оберегать всё вокруг, заботиться о своих близких, своем доме и в конечном счете о своей планете.

Статья опубликована в рубрике «Модный маршрут. Тренд» в журнале «Баку» № 89 в 2022 году.

Читайте еще:

Теория большого взрыва: апсайкл-бренд Germanier

Африканская энциклопедия: современная история ЮАР в коллекциях Thebe Magugu

Текст: Елена Елисеева

Фото: Chloe

Журнал "Баку"

https://www.baku-media.ru/