Если автор проиллюстрировал свою книгу сам, его рисунки должны стать не просто классическими, а единственно возможными, не так ли? Ни другие иллюстраторы, ни тем более "просто читатели" не должны оспаривать авторское видение?
Действительно, как правило, сказка "Маленький принц" выходит с рисунками автора. Но откуда ощущение, что Антуан де Сент Экзюпери не имел ничего против будущих иллюстраторов? И даже сам дал понять потомкам: попробуйте. Воплотите!
Да потому, что авторские иллюстрации намеренно, нарочито простоваты. Непрофессиональны. Ведь, согласно задумке, их автор - Лётчик, который вообще не умеет рисовать! В детстве пробовал - взрослые не поняли, раскритиковали. Вот в шесть лет и отказался от блистательной карьеры художника.
Но сам барон Экзюпери в юности хотел стать художником. Выбрал небо, но с карандашом и блокнотом не расставался.
Вот так нарисовал своего друга, погибшего в 1921 году:
И себя, когда так трудно смириться с потерей.
Но рисунки становились всё более торопливыми, схематичными. Шаржи.
А с 1935 года в записных книжках стал повторяться один и тот же сюжет: мальчик смотрит на землю сверху. С облаков. Он не похож на обычного ангелочка, Кто он?
Сам лётчик уверял, что встретился с небесным гостем лично. Потерпел аварию в Ливийской пустыне, буквально умирал от жажды и сознавал, что помощи ждать неоткуда. Но перед ним возник мальчуган и отчётливо произнёс, что помощь придёт через два часа. Так и произошло: через два часа лётчика спасли бедуины, а мальчик исчез...
И в течение нескольких лет в дневниках лётчика снова и снова возникал "гость с неба" - мальчуган всматривался в Землю с облаков, словно ужасаясь тому, как живут земляне.
И "простоватые" авторские рисунки стали настоящим вызовом будущим художникам: десятки и сотни иллюстраторов, профессионалов и любителей, рисовали Принца и Лиса, Лётчика и Пьяницу, Розу и Фонарщика...
А в самом деле, какой должна казаться жизнь взрослых незамутнённому сознанию неглупого ребёнка? Да ещё если этот ребёнок - с другой планеты?
И родилась Сказка.
Маленький Принц жил на маленькой планетке - астероиде, любил капризную Розу,
любовался восходами и закатами, слушал музыку космоса, путешествовал с перелётными птицами, дружил с Мудрым Лисом и пытался понять, отчего взрослые так несчастны?
Заняты бессмысленными делами, причём заняты настолько, что некогда ни заметить красоту цветка, ни поднять глаза к звёздам, ни услышать звон родников. Люди всерьёз думают, будто от них что-то зависит, и чем больше могут положить в сейф, тем сами себе кажутся значительнее.
Неужели взрослеть - это терять ощущение гармонии, а значит, и счастья?
Тогда Фонарщик и Лётчик ещё не взрослые!
И всё же... всё же проститься придётся. Но друг не может стать "бывшим". Даже если он уходит. Навсегда.
Но разве "исчезновение навсегда" и смерть - это не одно и то же?
Нет, если знаешь, что твой друг не БЫЛ, а ЕСТЬ. Пусть даже в недоступных глубинах Космоса.
Пророческая сказка - ведь Лётчик тоже, казалось, "исчез навсегда" - просто не вернулся из полёта... И долгие годы - ничего, кроме предположений...
В семидесятые годы, когда самолёт Экзюпери ещё только мечтали найти, появилась газетная статья о том, что сбили его всё - таки над сушей. Над будущей Югославией. И лётчика даже взяли в плен - со сломанными ногами. Причём взяли именно хорваты - и отдали немцам.
После "допроса" лётчик умер, и был похоронен на местном кладбище.
Почему местные жители полагали, что это был именно Экзюпери? Доказательств у них не было, но имя расслышали, как "Анти"...
Теперь ясно, что это был кто - то другой.
И все эти годы убийца Экзюпери молчал. Был жив. Отлично знал, кого именно он убил. И молчал.
Признался лишь тогда, когда отрицать стало невозможно: нашли самолёт Экзюпери, выяснили, кто именно из немецких лётчиков патрулировал этот район.
Его звали Хорст Рипперт, и он... зачитывался книгами Экзюпери. Уверял, что именно благодаря любимому писателю и стал лётчиком.
А что сбил... при чём тут он, такой добрый и утончённый? Всё война виновата!
Если бы кто рассказал такую историю, не называя конкретных имён, его назвали бы сказочником. В лучшем случае - сказочником, и притом бездарным.
Другие рассказы об иллюстраторах здесь: