В годы Великой Отечественной войны Кольский полуостров, согласно директиве №21 Верховного главнокомандующего Вермахта, более известной как план "Барбаросса", стал одной из первоочередных целей для немецкой армии. Важнейшей задачей был захват Мурманска, его портов, судоремонтных предприятий, одним из которых был 35-й судоремонтный завод, в настоящее время входящий в состав Объединённой судостроительной корпорации.
В тяжёлые военные годы предприятие, находящееся практически под ежедневными бомбардировками, одним из первых освоило выпуск необходимых фронту миномётов М-50 и гранат Ф-1. Ответственные заказы по ремонту кораблей успешно выполнялись, а установка вооружения на ледоколах "Ленин", "Сталин", "Молотов", "Сибиряков", "Малыгин" и "Русанов" была выполнена корабелами в сжатые сроки.
Но самые ожесточённые боевые действия происходили в нескольких десятках километров от Мурманска. Высоте 314.9 м, расположенной в Долине Славы на Кольском полуострове, придавалось большое значение как одной из самых серьёзных оборонительных позиций при защите Заполярья. После проведённых за неё многочисленных кровопролитных боёв, в ходе которых она не раз переходила из рук в руки, высота приобрела собственное имя.
В советских документах она именовалась как "Важная", немцы же прозвали её "Стальной шлем". Благодаря храбрости и мужеству советских войск, наступление немецко-финских войск в Заполярье не достигло большинства своих целей.
В 1978 Мурманская организация ветеранов войны предложила рассмотреть вопрос об увековечивании памяти защитников высоты 314.9. Эту инициативу поддержали партийный комитет и комитет комсомола воинского подразделения в/ч 20346 (в настоящее время 35 СРЗ).
В развернувшуюся кропотливую подготовительную работу под названием "Память" активно включились корабелы - инженер Андрей Яковлев, радиомонтажник Дмитрий Панфиленок, столяр Сергей Язовцев, судосборщик Владимир Тюкин, каменщик Владимир Горбушин, слесарь Александр Михайленко, производственный мастер Анатолий Осейчук, столяр Александр Нефедов, инспектор отдела кадров Вера Поспеловская и многие другие.
По проекту инженера техотдела Сергея Парафило коллектив судосборочного цеха изготовил восьмиметровую стелу из нержавеющей стали, которую увенчала пятиконечная звезда.
15 июля 1982 года на площади у электромонтажного цеха состоялся торжественный митинг, посвящённый отправке обелиска на высоту - к месту установки её доставили с помощью вертолёта.
В августе того же года состоялось торжественное открытие памятника на легендарной высоте.
#USC #строим флот сильной страны #флот #судостроение #год памяти и славы #35 СРЗ