Кино занимательно для зрителя тем, что оно может быть смешным, даже имея отметку в графе жанр “триллер”. Оно тоже, как человек, бывает нелогичным и непредсказуемым.
Триллер “Ева” Бенуа Жако с Изабелль Юппер и Гаспаром Ульеллем рассказывает историю противостояния двух авантюристов, которые не являются теми, кем они себя показывают, и никто не старается особо разобраться, почему они себя так ведут.
Фильм оказывается унылым и неживым. Хотя заявляет с первой сцены что-то увлекательное. То есть обманывает с первых строк.
Молодой Бертран Валаде работает на зарплате у богатых стариков, которые сами о себе позаботиться уже не могут. Нам показывают сцену между Джоном Коулсоном и Бертраном. Джон – англичанин, писатель, он был очень популярен, но сейчас уже вышел в тираж. Начинал с романа “Дикий ангел”, который во Франции называли “Пороховой запал”. Его “предсмертной запиской” стала пьеса “Пароли” (Passwords по-английски и Mots De Passe по-французски). Джон Коулсон хотел поразвлечься с молодым сильным мальчиком, принимая ванну, но сердце старика такого прилива страсти не выдержало, он умирает, а Бертран соображает, что из сиделок можно прыгнуть в писатели. Он использует этот пороховой запал судьбы и врывается на творческую сцену жизни. Пьесу “Пароли” ставят на сцене, публика её принимает, соответственно начинаются гастроли, но у Бертрана нет вдохновения. И на этом заканчивается фильм.
Весь пыл проходит после вступительной сцены, которая обманет так же жестоко насчёт дальнейшего развития событий, как и режиссёр своих зрителей, как и Ева бедного Бертрана, который так пуст и глуп, что забыл, какое решение принял, когда встретился с Евой. Непонятно, зачем это кино? Зачем пересечения в эскортной деятельности между Евой и Бертраном, зачем вбросы в виде загадочных словосочетаний и очень любопытной задумки.
Коралин, несостоявшаяся жена Бертрана, сказала ему о том, что диалоги в его рукописи, которая должна была стать новой пьесой, выглядят посредственно, в них нет юмора, а именно скрытого юмора, который был в “Паролях”.
- Главное, скрытый юмор. От буквального к смешному, а потом снова к буквальному, – говорит Коралин и допечатывает фразу Troisième Degré в открытом файле на компьютере Бертрана.
Это так явно демонстрируется, что интуитивно ждёшь раскрытия этих загадочных формулировок визуально. Кажется, юмор ситуации остроумно расцветёт в следующей сцене, эта трёхступенчатая затея удивит и оставит в восторге. Но на самом деле, это остаётся лишь сценой между Коралин, которая считает, что помогает любовнику с продвижением в работе над пьесой, и Бертраном, который не владеет словом, но старается выдавить из себя зарисовку из жизни, и зрителем, который ещё пытается дождаться феерии.
Любопытная задумка в этом фильме заключается в эротическом подтексте, но все действующие лица при этом одеты с ног до головы в глухие наряды. Они едва обнажаются, разве что видно плечо, когда они лежат в кровати или в ванне под пеной. И это классная идея – дать волю воображению при просмотре триллера с играми в секс между двумя привлекательными героями, которые красиво одеты и явно не пытаются сорвать одежду в кадре, всё это остаётся за его рамками. Идея эта остаётся идеей, потому что режиссёр продолжает после вступительной сцены водить за нос, бросая начатые фразы и художественные воплощения на произвол судьбы.
Одна сцена между Коралин и Бертраном была снята в эстетике пьесы. Они подавали друг другу реплики как актёры на сцены. Это было сделано явно под эпизод из пьесы “Пароли”, которую зрителю мельком показали, чтобы зарифмовать происходящее в фильме, увязать все его части в единое целое. Я подумала, что это будет продолжаться до самого финала, выглядит здорово. Но этот приём был использован один раз.
Пожалуй, до финала доведена одна идея – это использование макияжа (метафорически и буквально), как игры на публику. Бертран выступал самозванцем, назвав себя писателем. То есть надел чужое лицо, посчитав это простой задачей, быть писателем. А Ева старалась прожить пока муж в тюрьме – она продавала себя другим мужчинам, а границей для себя настоящей и вымышленной использовала вульгарный макияж.
Фильм оставил равнодушной, не вызвал никаких эмоций, к сожалению. Тем не менее, отдельные элементы я из него вынесла. Открыла для себя нового художника и отметила появление в кадре знакомых мне фильмов. Только ничего из этого в сюжете особой роли не сыграло. По крайней мере так, чтобы провести линию, которая бы объясняла происходящее.
В сцене визита Евы к её мужу (он сидит в тюрьме по обвинению в махинациях с предметами искусства) она вспоминает художника, чью картину “Свадебная фотография” очень любит.
Художника зовут Паскаль Адольф Жан Даньян-Бувре, он работал в 19 веке в стиле реализм. Он любил искусство фотографии, поэтому использовал фото для написания портретов, чтобы сохранить наибольшую точность в готовой работе. За высокую натуралистичность он и получил признание публики. Он славился написанием картин на бытовую и религиозную темы.
В фильме упоминается эта картина: Blessing of the Young Couple Before Marriage:
И второе, что меня порадовало. В финале фильма Бертран видит Еву с подругой и мужем, входящими в кинотеатр. Это для меня стало похожим на киновикторину – я стала угадывать постеры к каким фильмам появляются в кадре. Вот вам и Troisième Degré. Я увидела мой любимый фильм Miss Sloan, Malavita, Moonlight. Только это для сюжета особой роли не играет. Это скорее грустный юмор, что хотя бы что-то в это фильме порадовало.