Депутат Госдумы от партии «Единая Россия» во время эфира программы «Вечер с Владимиром Соловьевым» заявила, что следует сажать в тюрьму родителей, чьи дети пользуются VPN.
– Если мы, взрослые, не в состоянии ограничить своих детей, воспитать, значит, нас нет, – заявила парламентарий.
В соцсетях по этому поводу разгорелись нешуточные дискуссии, и люди в большинстве своем считают эту идею безумной. Представители власти тут же поспешили с заявлениями о том, что подобные инициативы на официальном уровне не обсуждаются. В частности, коллега Бутиной по Госдуме, глава комитета по информационной политике заявил, что в нижней палате парламента пока нет никаких инициатив по введению ответственности за пользование VPN-сервисами.
– Я считаю, что введение ответственности для пользователей за использование VPN неперспективно, с точки зрения результативности не даст никакого эффекта, кроме обратного. Но это моя частная точка зрения. Если у правительства будет другая, готовы ее обсуждать, – сказал депутат.
Член Совета Федерации отметил, что введение какой-либо ответственности за использование технологии VPN на законодательном уровне не обсуждается, тем более что, по оценке экспертов, доля пользователей технологии VPN в России приближается к 30%.
Медиатехнолог, руководитель коммуникационного агентства «К9», соучредитель Ассоциации интернет-технологов России считает, что такие предложения выносятся на обсуждение не столько из здравого смысла, сколько из-за желания создать какой-то очередной инфоповод.
– Ну а в целом немного удручает подход наших законодателей, наших избранных депутатов, которые упрощают все до взаимоотношений начальника и холопа. Очевидно, что запрет не изменит реальной ситуации в обществе, – уверен собеседник. – С другой стороны, те же законодатели могли бы другим способом с этим бороться. Любое поле – YouTube, тот же запрещенный «Инстаграм»* (компания Meta* признана в России экстремистской и запрещена. – Ред.) – это поле для работы. И чем меньше мы там находимся, тем больше шансов, что наши оппоненты будут захватывать это поле.
По мнению эксперта, гораздо продуктивнее было бы задуматься о каких-то новых форматах взаимодействия государственных органов на этих же площадках.
– Все это немного похоже на желание спрятать голову в песок вместо того, чтобы видеть то, что реально происходит на подобных платформах. И не заниматься тем, чтобы забирать свою часть аудитории. Поэтому я уверен, что никакие запретительные меры не приведут к реальным результатам, а отсутствие или нежелание эффективно работать – это действительно большая проблема. Ведь YouTube или тот же «Инстаграм»* (компания Meta* признана в России экстремистской и запрещена. – Ред.) активно работают во всем мире. И если мы не будем на них работать, то отрежем себя от огромной части коммуникационного мира. И это как минимум глупо, – убежден Муравьев.
Следует отметить, что практически каждый из наших собеседников сам пользуется сервисами VPN. Политтехнолог, управляющий партнер агентства «Теория Дарвина» называет такие сервисы первым шагом личной цифровой гигиены.
– Думаю, что не следует передергивать нормы закона – запрет касается распространения информации тем или иным ресурсом. Усилия Роскомнадзора направлены именно на это. Пользоваться ресурсом не запрещено. Вводить санкции за чтение и просмотр пока никто не планировал. Поэтому можно считать заявление Бутиной не очень удачной попыткой утрировать, привлечь внимание к аргументам. Если бы она не была парламентарием, риторический прием был бы засчитан как удачный, – считает Кутилов. – Работают ли запретительные меры? Мы видим по активности в «Инстаграм»* (компания Meta* признана в России экстремистской и запрещена. – Ред.), которая упала более чем вдвое, – работают!
Представитель ЛДПР в татарстанском парламенте считает, что скандал вокруг слов Бутиной надо воспринимать с чисто практической точки зрения.
– Он искусственный. Я думаю, здесь могут быть две причины. Первый вариант: это сознательный проброс неоднозначной инициативы с целью замерить реакцию общества на возможный запрет YouTube и VPN. Бутина с ее резким высказыванием всего лишь инструмент для привлечения внимания общества. Главная суть – это запрет YouTube и VPN, а интерес к ним подогрели через резонансные высказывания Бутиной, – отметил Шарафиев.
Второй вероятный сценарий - это борьба двух политических групп, одна из которых за запрет, другая – против.
– Бутину, зная ее особенности, могли спровоцировать на резкие высказывания, чтобы через негативную эмоциональную интерпретацию слить попытки запрета. Ведь отношение к этому запрету формируется через эмоциональное негативное восприятие слов Бутиной о необходимости сажать родителей за неправильное воспитание детей, – сказал депутат.
Лидер регионального отделения партии «Справедливая Россия» и вовсе полагает, что такие высказывания не заслуживают серьезного обсуждения и рассмотрения.
– Возможно, Мария Бутина хочет скандальной славы как у ушедшего Владимира Жириновского или претендует на должность Владимира Соловьева. А возможно, ее не впервые возникающее желание кого-нибудь непременно «посадить» как-то связано с тем, что она сама отбывала заключение в американской тюрьме. Но бодливой корове Бог рогов обычно не дает. Надеюсь, и в этом случае так будет, – поделился Михеев.
Он считает, что дети пользуются YouTube потому, что он предлагает им интересный, познавательный контент, который в другом месте они найти не могут.
– И пока нет альтернативы, они будут им пользоваться. И ничего плохого я в этом не вижу. Сам я VPN пользуюсь, буду пользоваться и мои дети тоже, – заявил депутат.
Представитель КПРФ в татарстанском парламенте считает, что заявление Бутиной на канале у Владимира Соловьева сделано в эмоциональном порыве, сгоряча.
– Я думаю, что она сейчас глубоко сожалеет о своих словах. Я не сторонник того, чтобы подвергать ее остракизму. Все-таки ей пришлось какое-то время провести в американской тюрьме, а те, кто прошел через такой опыт, могут немного ожесточиться и сказать на эмоциях что-то резкое, – полагает собеседник.
Что касается запрета YouTube и пользования VPN, Атласов не считает такие способы результативными.
– Да, озабоченность Бутиной воспитанием молодежи понятна, но не через запрет надо воспитывать детей. Запретный плод, как известно, сладок. Так что попытка запретить YouTube и VPN только лишь повысит к ним интерес, а способы обойти запрет всегда найдутся. Воспитывать молодежь надо путем создания привлекательной альтернативы - вот над этим надо работать, а не усиливать запретительные меры, – заключил депутат.