Крупные боестолкновения с Германией в истории нашей страны случались дважды и причём с небольшим перерывом всего в 24 года. Но за этот, казалось бы, ничтожный по историческим рамкам период в стране произошли колоссальные изменения. От страны, которая стояла на грани пропасти, в которой бурление социальных масс привело к двоевластию, революции и международной интервенции, к монолитному Красному Гиганту, который встал во весь рост и смог с мечом в руке дать отпор самому страшному злу в истории человечества.
Конечно же, изменилось и сознание людей. Это проявлялось во многом, но сегодня мы предлагаем рассмотреть конкретный аспект – военную пропаганду. Для любого государства характерна попытка объединить общество различных плакатов, кричалок, обращений и призывов. Российская империя обладала хорошим творческим потенциалом в вопросах составления пропагандистских плакатов. В СССР же, благодаря стараниям Владимира Маяковского и его товарищей, пропагандистский плакат забрался на невиданные доселе высоты.
Какой же концептуальный образ рисовала Российская Империя?
Больше похоже на постер к современному блокбастеру. Что должен вычленить из такого плаката обычный гражданин империи? Что значит «Мировой пожар»? Пропагандистский плакат – это искусство, цель которого ёмко донести главные посылы как для населения, так и для солдат. Попытка же представить Первую Мировую как «Вторую отечественную» была обречена на провал. Отечественная война – это в первую очередь защита Родины от захватчиков в то время, как в контексте Первой Мировой именно Россия поначалу пошла в наступление. Из плаката мы видим фундаментальное непонимание составителями той цели, которая перед ними стояла.
В то же время абсолютно логично выглядит советский плакат времён начала войны. Яркое послание, адресованное людям, которые помнили, как завоевали право жить в свободной стране во время Октября. Показав, как изменилась жизнь человека за последние 20 лет, такой плакат бил точно в цель и поднимал боевой дух тех, кто собирался защитить порядок в СССР. Чётко, ёмко, понятно.
Попытка высмеять противников выглядит крайне странно в контексте того, что после первых успехов на фронтах русская армия в основном проигрывала важные сражения. Можно понять подобные советские плакаты, но они делались уже в момент широкомасштабного контрнаступления Красной Армии. Не говоря уже про то, что щит, который символизирует Россию, почему-то лежит, а не находится в руках богатыря. То есть он по нему фактически топчется – вот уж точно «победный символизм». Качество стихотворения оставляем на суд читателей.
Тот же образ былинного рыцаря сочетается здесь с современными бойцами. И тут это не выглядит так комично как в предыдущем примере. Единое воинство из самых разных войск идёт монолитно против врага, памятуя о великих предках, которые защищали Родину в прошлом. В контексте того, что война действительно была «Отечественной», так как именно гитлеровцы напали на СССР – всё выглядит крайне логично.
Особо стоит отметить частую попытку советского руководства подчеркнуть – герои не только те, кто сражаются на фронтах, но и те, кто трудятся в тылу. Прекрасно понимая, что СССР оказался в тяжелейшем положении и только совместные усилия фронта и тыла приблизят великую победу, массово делались плакаты, которые раскрывали этот тезис:
А ведь именно экономической устойчивости крайне не хватило Российской Империи для успешных боевых операций. Не было пулемётов, касок, сапог, обмундирования и прочих необходимых вещей. Однако это тема для отдельной статьи.
Как можно видеть, за 20 с небольшим лет в массовом сознании действительно изменилось многое. Народ сплотился, почти для каждого жителя СССР война была подлинно Отечественной. Ставка в пропаганде делалась на защиту приобретённых Великим Октябрём завоеваний, и народ воспринимал такое послание от правительства. Народ был согласен с этим. В то время как Российская империя старалась высмеять врага, что было крайне неудачным решением, советская агитация всегда прекрасно понимала, что гитлеровцы – это страшный враг, победить которого будет непросто. Практически везде в плакатах империи три друга. Русский, Француз и Британец весело обыгрывают и наказывают Немца и Турка. Вам напомнить, чем закончилась война для Российской империи и сколько крупных побед она одержала?
Понятно, что только по плакатам нельзя делать вывод о массовом сознании всего народа. Однако это довольно чёткий сигнал, ведь плакаты делаются людьми с конкретными целями и под конкретные запросы. Правительство Империи не знало свой народ, и оттого плакаты тех времён оторваны от реальности и рисуют скорее сладкие сны Николая Второго и его генералитета. Советские же плакаты пропитаны общим горем, которое нужно превозмочь для строительства дальнейшего будущего. Второй доказал свою правоту, а первый так и остался последним скрипом прогнившей империи.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы.
#фотон #общество #политика #пропаганда #ссср