Найти в Дзене
plebiscitum: было→стало

Мария Попова – прообраз Анки Пулеметчицы: за что сослуживцы-чапаевцы написали на нее донос в ЦК партии

Фильм «Чапаев», рассказывающий о победах Красной армии, сняли в 1934 году со второй попытки. Первая версия была забракована Сталиным. В ней не хватало образа русской женщины в период Гражданской войны.

На фото: Мария Попова
На фото: Мария Попова

Режиссёры-однофамильцы Георгий и Сергей Васильевы, продумывая образ и сюжетную линию героини, встретились с женщинами, воевавшими в составе легендарной 25-ой стрелковой Чапаевской дивизии. Выслушав все истории, в качестве прообраза они выбрали санитарку Марию Попову, рассказ которой наиболее их заинтересовал.

Имя Анка дали героине в честь Анны Стешенко – вдовы писателя Фурманова, написавшего роман «Чапаев». Существует версия, что именно она послужила прообразом Анки-пулемётчицы. Это неверно. От вдовы писателя взяли только имя, а образ позаимствовали из воспоминаний Марии Поповой.

Однажды в аптеке города, куда вошли чапаевцы, Мария нашла два мешка соды. Один мешок она подписала «от головы», второй – «от живота». Погрузила подписанные мешки на повозку и отвезла бойцам Красной армии в расположение дивизии. Эффект плацебо сработал. Появились жалобы на главврача дивизии, якобы он плохо лечит, в отличие от обычной санитарки, которая знает своё дело.

Почему Анка стала пулемётчицей, а не санитаркой, объясняет другой случай, произошедший с Марией Поповой. В одном из боев замолчал расчет пулемёта «Максим». Девушка подумала, что закончилась пулемётная лента, и поползла к ним с новой. На месте она обнаружила, что в расчет попал снаряд. Из двоих красноармейцев в живых остался только один, второго сильно ранило. Увидев Марию, выживший боец приказал ей лечь рядом и нажимать на гашетку, пока он будет водить пулемёт. Девушка сильно испугалась, но выбора не было. Так она на время превратилась в пулемётчицу.

На фото: Мария Попова с боевыми товарищами
На фото: Мария Попова с боевыми товарищами

Советские газеты быстро подхватили известие о реальном прототипе Анки-пулемётчицы и превратили Марию в настоящую героиню, что расстроило многих её боевых подруг. Они рисковали жизнями не меньше, а слава досталась только ей. Сама Попова позже так отвечала на вопрос, почему именно она стала прообразом героини фильма:

- Наверное, потому, что при выходе фильма я оказалась на виду, попала «под руку» любознательным газетчикам. Только абсолютного знака равенства тут все-таки нет. Художественные образы в кино и иных видах искусства – всегда обобщение, плод творческого видения автора. Это относится и к Анке-пулемётчице. Её «придумали» сценаристы, хоть основывались они на том исторически верном факте, что женщины на самом деле служили в чапаевских рядах. Пожалуй, в каждом полку имелись свои Анки – пусть не пулемётчицы, а санитарки, связисты, письмоводители.

Мария Попова участвовала во всех походах 25-ой стрелковой дивизии. За боевые заслуги её наградили Орденом Красного знамени.

После Гражданской войны она поступила в МГУ на факультет советского права. В 1931 году была назначена референтом юридического отдела торгового представительства и командирована в Берлин, а позднее в Стокгольм. Фактически заграницей она занималась разведывательной деятельностью. В Берлине у нее родилась дочь. Имя отца не разглашалось, впоследствии она воспитывала дочь одна. Существуют слухи, что отцом девочки был человек, которого она разрабатывала.

На фото: Мария Попова с дочерью
На фото: Мария Попова с дочерью

Перед Великой Отечественной войной начались аресты бойцов чапаевской дивизии. Попову отозвали в Москву, но не арестовали. В 1942 году её призвали на фронт в качестве агитационного работника.

В период хрущевской оттепели Мария Попова участвовала в зарождении театра «Современник», предоставив одну комнату в своей квартире для репетиций спектакля «Вечно живые». С будущими создателями – молодыми артистами МХАТа, мечтавшими о своем театре, её познакомила дочь, к тому времени окончившая МГИМО и дружившая с Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, Евгением Евстегнеевым, Олегом Табаковым и другими. Много лет спустя, на входной двери подъезда №8 в доме на Тверской, где жила Попова, появится табличка, что путь «Современника» начался здесь.

На фото: Мария Попова с товарищами
На фото: Мария Попова с товарищами

В 1959 году на Попову поступил донос. Её вызвали в ЦК партии. Несколько бывших сослуживцев-чапаевцев сообщили, что Мария Попова на самом деле дочь кулака Новикова из села Вязовый Гай. В начале Гражданской войны она воевала на стороне белых. Когда красные перехватили инициативу, подделала партийный билет и перешла в дивизию Чапаева. В последних строчках доноса значилось:

- Она недостойна считаться прообразом Анки-пулемётчицы.

Началось расследование. Выяснилось, что Попова в 8 лет осталась без родителей. С этого возраста она батрачила у зажиточных крестьян села Вязовый Гай, в том числе у Новиковых, с которыми у нее сложились дружеские отношения. Однажды она попала в плен к белым и представилась как их родственница, что Новиковы подтвердили. Позднее в период Великой Отечественной войны она отвозила к ним свою дочь.

Выдержка из справки, которую подготовили для ЦК в ходе проверки:

– …работала в большевистском подполье, предупредила контрреволюционный мятеж в Первом социалистическом полку военных моряков. Служила в кавалерийской разведке и одновременно выполняла обязанности лекарского помощника. Человек беспримерного личного мужества.
-5

Марию Попову оправдали. Она прожила долгую и плодотворную жизнь. Ушла из жизни в ноябре 1981 года в возрасте 85 лет. В последний путь её проводили с воинскими почестями как бойца легендарной 25-ой стрелковой дивизии.