Найти тему

Антонио Гауди: история архитектора

Оглавление

Антонио Гауди — выдающийся испанский архитектор. При жизни над ним смеялся весь архитектурный мир; его ругали за то, что “застроил всю Барселону монстрами”.

Сейчас эти “монстры” охраняются ЮНЕСКО. Многочисленные поклонники просят Католическую церковь причислить Гауди к лику святых.

Особенности архитектуры

Часто его называют “гением места”, так как большинство работ возведено в Барселоне. Особенности архитектуры Гауди: отсутствие прямых линий, красочные мозаики, игра света и цвета, внимание к деталям. Главным для себя вдохновением Гауди считал природу и старался максимально передать красоту окружающего мира в цветовых решениях, архитектурных изгибах и формах.

Биография

Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Курнет (1852—1926)

Детство

Родился 25 июня 1852 года в небольшом каталонском городке Реус. Отец Антонио – Франсеск Гауди – был кузнецом. Почти каждый год в семье рождался ребенок, но все они умирали в младенческом возрасте. Маленький Антонио сильно болел и мать готовилась к худшему. К ее счастью все обошлось – ребенок выжил. Но маленький Антонио мучился от ревматической боли в ногах, поэтому большую часть времени проводил дома.

Невозможность бегать и играть во дворе Гауди компенсировал усердием в учебе. До 11 лет Гауди учился дома. Домохозяйка-мать научила сына писать и читать, а отец рисовать. По признанию архитектора, в кузнецкой мастерской отца и пробудилось “исключительное ощущение пространства” Гауди.

В школе учителя недолюбливали мальчика за строптивый характер: он спорил и отстаивал свою точку зрения. Например, на фразу учителя: “У птиц есть крылья, чтобы они могли летать”, – Гауди ответил, что у домашней птицы тоже есть крылья, но чтобы просто быстро бегать.

В юные годы Гауди прославился своими рисунками, которые впервые опубликовали в школьном журнале.

Учеба на курсах при университете

После окончания школы Гауди уехал из родного города в Барселону и записался на архитектурные курсы при Барселонском университете. Там он проучился 5 лет.
После подготовительных курсов Гауди смог поступить в Высшую школу архитектуры.
В институте Гауди заслужил славу то ли гения, то ли сумасшедшего. Он сдавал все предметы на 5, но все концептуальные вопросы превращал в жаркие дискуссии с преподавателями, за что получал двойки.
В 26 лет Антонио получил диплом архитектора.

Работа и первые успехи

Во время учебы Гауди работал чертежником под руководством двух опытных архитекторов: Эмилио Сала и Франциско Вильяра. Выполнял мелкие поручения и проектировал ограды и газовые фонари.
Первая “победа” Гауди произошла в 1870 году. Он выиграл тендер на переработку личного герба настоятеля монастыря Поблет. Герб стал первым крупным проектом Гауди.

В 1870-х годах Антонио разрабатывал небольшие проекты: работал над созданием элементов храмов, планировал магазины. Гауди постоянно покупал перчатки в модной лавке «Комелья». И в качестве благодарности спроектировал для хозяина магазина витрину. Владелец был в восторге и попросил Гауди придумать необычный стенд товара для Всемирной выставки в Париже. Этот стенд привлек внимание текстильного промышленника Эусеби Гуэля. Он был впечатлен креативным решением и решил познакомиться с Гауди.

Эусеби Гуэль
Эусеби Гуэль

Финансы Гуэля и талант Гауди помогли родиться первым шедеврам – винным погребам, дому Висенс, дому Гуэля на улице Рамбле. Гуэль сделал архитектора знаменитым, он представил Гауди влиятельным заказчикам.

Под протекцией Гуэля Гауди выполнил много проектов, среди которых:

  • павильоны и усадьбы в Педральбесе, недалеко от Барселоны,
  • часовни и интересные крипты Санта Колома де Сервельо,
  • парк Гуэля в Барселоне,
  • ансамбль усадьбы Гуэля,
  • криволинейная скамья Зала ста колонн;
  • дом Кальвет,
  • монастырь св. Тересы,
  • дом-музей архитектора,
  • и самое главное, и величественно творение архитектора – собор Саграду Фамилия, который является символом Барселоны.

Знаменитые работы

Особенность Гауди. Он ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, ровные стены доводили его до сумасшествия. Избегал прямых линий, считая, что прямая линия — это порождение человека, а круг — порождение Бога. Гауди объявляет войну прямой линии и навсегда переселяется в мир кривых поверхностей.

  • Дом Висенса — первое частное здание по проекту Гауди. Дом построен из кирпича в мавританском стиле. Фасад богато украшен восточным орнаментом из изразцовой плитки. К дому примыкал сад с искусственным водопадом и ротондой, которые не сохранились до наших дней. Гауди до мелочей продумывал, как будет выглядеть дом изнутри и снаружи.
-3
  • Известность гауди принес Дворец Гуэля. Архитектурный шедевр отличался от построек того времени. Проект тут же сделал архитектора одним из самых популярных и модных специалистов в Барселоне. У него стали заказывать постройки в его собственном необычном, уникальном стиле.
-4
  • Церковь Саграда Фамилия – дело жизни архитектора.

Собор начали строить еще в 1883 году. Архитектором был Франсиско де Вильяр. Он задумал церковь в неоготическом стиле. Правда ему удалось построить лишь нижний этаж храма. Далее проект был передан Гауди в 1891 году.

Гауди посвятил собору 43 года. Он хотел воплотить новый Завет в жизнь: вся лепнина фасада должна была передать дела Христа на Земле.
Архитектор не отошел от своих принципов и ничего не придумывал заранее. Воплощал идеи в жизнь по мере их возникновения во время работ. Для этого он постоянно присутствовал на строительных площадках и полностью контролировал процесс. Антонио даже переселился в одну из комнат будущего Собора. Иногда из-за потока идей Гауди строителям приходилось ломать одно и возводить новое, что Гауди только придумал.

Конец жизни

Архитектор умер 10 июня 1926 года.
За три дня до этого 73-летний Гауди пошел в церковь на службу. По дороге его сбил трамвай.

По словам современников: к старости Гауди перестал следить за своим внешним видом. Проезжающие мимо отказывались везти куда-то неухоженного старика без документов и денег.
После случая с трамваем Гауди отвезли в госпиталь для нищих, где оказали обыкновенную первую помощь. Только спустя сутки его смог опознать служащий храма Саграда-Фамилия, но было уже поздно.

После пышной траурной церемонии погребения Гауди о нем почти сразу же забыли. Прошло несколько долгих десятилетий остракизма, в течение которых считалось хорошим тоном ругать «барселонского отшельника», называя его «динозавром, застрявшим в средневековье», а «порождения его больного воображения» — «каменными монстрами» и «непристойными луковицами». И только со временем люди стали понимать, что Гауди — гений.
________________________________________________________

Про какого архитектора рассказать в следующий раз? Пишите в комментариях.

Музеи
137 тыс интересуются