За 2022 год реализаторы одноразовых стиков увеличили выручку в 4.5 раза. Оборот превысил 65.7 млрд руб.
Прогресс победил традиции?
По информации Льва Григорьева, директора Профессионального Альянса Участников Русского Рынка Электронных Никотиновых Систем, покупатели все чаще отказывают от традиционных сигарет в пользу технологических изделий. С ним согласны и эксперты аналитической компании NielsenIQ. Если в 2021 году из 1 трлн оборота табачной продукции в России на стики HQD и вейпы приходилось лишь 150 млрд без НДС, то за 5 месяцев 2022-го совокупно уже продано товаров почти на 100 млрд., из которых 65.7 млрд потратили на одноразки.
Рост популярности электронных никотиновых систем обусловлен несколькими факторами:
- Доступность. В прошлом году подобные изделия были представлены в 7 % точек по продаже табака. Сейчас показатель вырос до 35 %.
- Удобство. Потребителям не приходится пользоваться зажигалками. Также отсутствую никотиновые пятна на коже.
- Выгода. Одноразовые стики используют по несколько раз. Единичное устройство успешно заменяет целую пачку, а стоит на 15—30 % дешевле.
- Разнообразие вкусов.
Основные покупатели электронок — молодые люди. При этом упала популярность вейпов, сменных катриджей, жидкостей, смесей. Их продажи, в зависимости от категории продукции, просели от 13.7 % до 63 %.
Порядка 33 % потребителей никотина все еще отдают предпочтение традиционным сигаретам. За последние полгода продано 3.5 млрд пачек, что на 6 % меньше предыдущего отчетного периода.
Теневой рынок никуда не исчез
Тестоваямаркировка электронных сигарет в системе «Честный ЗНАК» была запущена 15 февраля 2022 года постановлением Правительства РФ № 86 от 02.02.2022. Участие в эксперименте добровольное. О технологии нанесения кодов на продукцию читайте здесь.
Под обязательный цифровой контроль продажу курительных изделий с никотином правительство РФ планирует взять с марта 2023-го. До этого времени производители и импортеры имеют право реализовывать товары на общих правах.
Лояльность условий торговли и отсутствие должного контроля обусловили рост оборота теневого рынка стиков. Даже у Федеральной таможенной службы (ФТС) нет систематизированных данных об импорте одноразовых электронных сигарет за 2021—2022 годы.
Аналитики из Group-IB подсчитали, что объем оборота нелегального онлайн-рынка табака в России исчисляется 5,6 млрд руб., из которых на стики приходится 2,3 млрд руб.
Зачем нужна маркировка одноразовых электронных сигарет?
Уникальное маркирование каждой единицы курительного товара необходимо по ряду причин:
- Обеление рынка и повышение налоговых поступлений в бюджет
- Контроль качества изделий
- Организация утилизации электронных компонентов стиков (плат, аккумуляторов)
Участились случаи взрывов одноразок во время использования. Причиной несчастных случаев эксперты называют детонацию некачественных батарей. В сети уже сотни фотографий с иллюстрацией, к чему приводит применение контрафактной продукции.
Предупреждение подобных происшествий требует усиления контроля над качеством изделий. Вот почему электронные сигареты подлежат маркировке обязательными кодами. О методах их внедрения на предприятиях читайте здесь.
Неизбежность введения обязательного цифрового контроля над всем рынком никотиносодержащей курительной продукции очевидно всем. Успешный опыт внедрения мониторинга оборота лекарств, косметики и одежды показал практическую пользу для покупателей и продавцов. Вот почему правительственная инициатива, которая начиналась как проект, уже в феврале обретет законную силу.
Узнать, подлежат ли маркировке конкретные виды электронных сигарет или компоненты к ним, можно у специалистов компании «Софмикс». Они бесплатно предоставят экспертные консультации по внедрению практики нанесения уникальных кодов на товары.
Источник: честныйзнак.рф.