Только услышав, что едут сваты, Евдокия бросилась в самую дальнюю горницу. Мать накинула ей на голову платок – так было принято. Даже если сговаривались заранее, даже если обе стороны были согласны, еще в XIX веке существовал обычай «прячь невесту». Девушка не могла присутствовать при том, когда решалась её судьба.
«Не любящиеся между собою… живут бывает бедно… и детей бесприжитно», - писал император Пётр I.
Целых три раза – в 1700, 1702 и 1724 году российский государь издавал указы о том, чтобы браки не свершались по принуждению. Он сам хорошо помнил, чем закончилась его первая женитьба без любви. «Лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная супругу», - написал о Евдокии Лопухиной, первой жене Петра I, его свояк Борис Куракин.
Чтобы у молодых была возможность познакомиться получше, узнать характер друг друга и получить представление об уме и воспитании, Пётр приказал устраивать балы и праздники. В обязательном порядке всех дев на выданье следовало регулярно туда отвозить. Личное решение молодых ставили выше семейных интересов… Но только на словах. Традиции и устои быстро не поменять. Кроме того, знатные фамилии не стремились пускать в свой круг низкородных. Так что свобода выбора оставалась исключительно в указах.
В крестьянской или купеческой среде и вовсе не было принято отдавать столь важный вопрос, как женитьба, на откуп молодёжи. Мало ли, что взбредет в голову увлекшейся девушке? А тут решение на всю жизнь… Так что несмотря на передовые императорские распоряжения, в России продолжали устраивать браки по старинке. И еще в девятнадцатом столетии соблюдали обычай «прятать невесту», если появлялись сваты.
«Девушка на возрасте, - писал в своих мемуарах крестьянский сын Н.Шипов, - не могла… видеть лицом чужого мужчину. Была она обязана, если скоро увидит гостя, едущего к ним на двор, закрыться платком, выбежать в другую избу или даже запрятаться под перину».
Разумеется, о полной изоляции не могло быть и речи. Если купеческие дочери (особенно, когда семья поднималась на самую вершину своей социальной лестницы) ещё могли быть ограждены от общения с противоположным полом, то крестьянки регулярно встречали потенциальных женихов: на улице, на полевых работах или на сельских праздниках. Общались, шутили, присматривались… Девушке не возбранялось и парой слов перекинуться, и хоровод вместе водить. Но если засылали сватов, или сам жених приезжал просить руки и сердца – будь обязана покрыться платком и выбежать из горницы. «Прячь невесту!», - весело кричали младшие братья и сестры. Отголоски этого обычая легко найти в песнях:
- Матушка, матушка, на крылечко идут
Сударыня матушка, на крылечко идут!
- Дитяко милое, я тебя не выдам!
Прежде чем вступить в брак, законодательно было разрешено устроить помолвку. Тот же Пётр I постановил, чтобы до свадьбы жених и невеста общались не менее шести недель. А если потом кто выражал желание взять слово назад – чтобы никто этому не препятствовал. К слову, при отце императора и в еще более давние времена за это требовалось платить «неустойку». Если девушка или юноша отказывались от брака, их семья должна была «пострадавшей стороне» изрядную сумму. По этой причине помолвку расторгали редко.
В 1775 году указ государя о свободном вступлении в брак отменили, поскольку он никак не соответствовал реальному положению дел. И аристократы, и купцы и крестьяне продолжали заключать брачные союзы исходя из экономических интересов, а вовсе не «по любви». Да и как сохранить правило Петра, если на самом высоком уровне все решали, исходя совсем не из личных симпатий? И Екатерину II никто не спрашивал, готова ли она пойти замуж, и Павлу I привозили уже готовых невест. Следовало сделать выбор из крошечного числа кандидатур…
Невесте из крестьянской среды позволялось выйти к жениху, когда договоренности уже были достигнуты. Спрятали, а потом ее же и вывели к будущему супругу.
Упомянутая Евдокия – абсолютно реальный персонаж. Она была дочерью зажиточного крестьянина Федора Шабашова из села Новое Корчевсого уезда. В 1863 году отец выдал ее замуж за московского мещанина, и Евдокия перебралась с ним в город. Прожила вполне благополучно, родила шестерых детей. А двумя годами позже «Прячь невесту!» закричали про ее родную сестру Екатерину. Та была выдана за купца, владевшего несколькими пароходами на Волге. Крестьянские дочери оказались столь востребованными на рынке невест, поскольку их отец сумел сколотить неплохое состояние. Во второй половине XIX века знатность постепенно уходила на второй план…
#наука #история россии #история #свадьба #семейные отношения
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!