Найти в Дзене

Монстрятник. Совиный медведь

Оглавление
"Единственное, что хорошо в совиных медведях, это то, что волшебник, создавший их, вероятно, мертв"

Ксаршель Теневран, гном и профессор трансмутативной науки в Университете Моргрейв, что в Шарне, Бреландия (Выдержка из "Monster Manual")

Первый трейлер по "Подземельям и Драконам", кроме прекрасной "Whole Lotta Love" от Led Zeppelin показал много интересного, в том числе и то, как девушка-тифлинг в исполнении очаровательной Софии Лиллис трансформируется в совиного медведя. Именно о истории этого существа хочется поговорить сегодня, а так же понять, насколько такое превращение является каноничным в рамках игровой вселенной "Подземелий".

Итак, совиный медведь - это один из знаковых персонажей "Подземелий и Драконов". Роб Бриккен, которого я уже упоминал в статье о мимике присудил совиному медведю шестое место по запоминаемости из всего списка существ "Подземелий". Появились эти существа почти на самой заре создания игры, а придумал их, почти как и всех знаковых представителей "Monster Manual", Гэри Гайгэкс.
Еще до создания
"Подземелий и Драконов", в 1971 году Гайгэкс придумал варгейм "Chainmail". Он стал основной базой для "D&D" и для игры по самым первым правилам, выпущенным в 1974 году даже требовалась копия этого варгейма. Пытаясь расширить его бестиарий, Гайгэкс постоянно был в поиске различных миниатюр, которые могли бы помочь в этом деле. Именно одна из таких миниатюр - монстр-кайдзю, приобретенная в Гонконге, вдохновила создателя "Подземелий" на концепцию образа совиного медведя.

"Та самая миниатюра монстра-кайдзю, которая стала прообразом совиного медведя. Источник: cbr.com"
"Та самая миниатюра монстра-кайдзю, которая стала прообразом совиного медведя. Источник: cbr.com"

"Greyhawk"

В самые первые правила совиный медведь не попал, они изначально были достаточно ограниченного объема и опирались на свод правил по "Chainmail". Понимая, что расширение правил необходимо TSR ("Tactical Studies Rules", компания-издатель, основанная Гайгэксом и Доном Кэйем, чтобы самостоятельно публиковать свои продукты) в последующие два года выпустила пять дополнений, которые помогли игре разорвать связь с "Chainmail" и стать самостоятельным продуктом.
Первое дополнение называлось
"Greyhawk". Именно в него попало упоминание о совином медведе. Это было крупное дополнение, которое давало в распоряжение игрокам не только новых монстров, но и собственные правила по боевке, помогая игрокам не вовлеченным в варгеймы, быстрее понимать основные концепции игры. Так, например, Лоуренс Шик, гейм-дизайнер, занимавший пост главы отдела дизайна и разработки в TSR, назвал "Greyhawk" наиболее важным дополнением к оригинальным "Подземельям", а в чем-то даже инновацией, потому что в то время дополнения считались новинкой в мире варгеймов.
Совиный медведь описывался, как ужасное существо, обнимающее как медведь и наносящее удары мощным клювом. При своем росте от 8 до 10 футов (2,5-3 метра), существа предпочитают просторные пещеры, в которых обычно проживают парами. Известные своей агрессией и свирепостью, они охотятся на любое существо крупнее мыши.

AD&D 1-st

В первом "Monster Manual", выпущенном для AD&D 1-st в 1977 году у совиного медведя появилась иллюстрация. Она ссылалась непосредственно на прообраз, с которого монстр был списан. К описанию было добавлено, что это "ужасное существо обитает в запутанных лесных районах". Так же стало известно, что взрослые особи обитают с молодняком, который появляется из кладки в 1 - 6 яиц.

"Первое изображение совиного медведя. Как видно, изначальный концепт не сильно отличался от фигурки-кайдзю. Источник: en.wikipedia"
"Первое изображение совиного медведя. Как видно, изначальный концепт не сильно отличался от фигурки-кайдзю. Источник: en.wikipedia"

D&D Basic Set (1981, 1983)

Переиздание оригинальной версии игры в 1981 и 1983 годах, включающее в себя немалое количество правок и изменений самых первых правил. Его не стали подстраивать под AD&D, тем самым образуя самостоятельный продукт. Описание совиных медведей в этих редакциях осталось без особых изменений.

AD&D 2-nd

Для AD&D-2nd совиный медведь появился в "Сборнике чудовищ"("Monstrous Compendium") в 1989 году, "Руководстве по монстрам" ("Monsters Manual") в 1993 году, а так же в журнале "Dragon" №214 в 1995 году, статьи из которого были переизданы в "Сборнике чудовищ" 1996 года. В этих статьях кроме классического монстра, появились арктический (arctic owlbear) и крылатый (winged owlbear) совиные медведи. Так же в одном из приключений из журнала "Dungeon" №63 за 1997 год был упомянут громадный совиный медведь (greater owlbear).
Описание существ стало более детальным, было упомянуто, что как и у большинства млекопитающих, самцы по размеру крупнее самок. Время бодрствования у существ преимущественно дневное, а продолжительность из жизни определили примерно в двадцать лет.
Существа не поддаются дрессировке, но волшебники, способные подчинять существ при помощи магии, очень ценят их как сторожевых животных. Этот факт заставляет искателей приключений рисковать жизнью, ради немалой награды, которую могут получить за продажу яиц совиного медведя.

D&D 3-rd edition

Для третьей редакции совиного медведя включили в "Руководство по монстрам", изданное в 2000 году. Основным нововведением стало то, что совиный медведь получит тип зверя (beast).

D&D 3.5-rd edition

Для этой редакции существо включили в "Руководство по монстрам" 2003 года. Тип с обычного зверя в этой редакции сменился на волшебного зверя (magical beast). Волшебными считаются звери, имеющие сверхъестественные способности, высокий интеллект или необычное строение тела.
Кроме классического монстра, в это руководство был добавлен скелет совиного медведя. позволяя использовать его как нежить. Кроме того, в журнале
"Dungeon" №107 в 2004 году был описан древний совиный медведь (ancient owlbear).

D&D 4-th edition

"Руководство по монстрам" для 4 редакции было выпущено в 2008 году. Концепция монстра была существенно пересмотрена. Появилось упоминание, что совиных медведей все же можно приручить, делая из них превосходных охранников. При тяжелом ранении совиные медведи стали издавать клекот, способный ошеломить противников.
Кроме обычного был добавлен Зимний совиный медведь (
winterclaw owlbear), его размеры в отличии от классического были увеличены с large на huge, что показывает его уже больше соизмеримым слону, чем медведю. Помимо выдающихся размеров, его крик способен замораживать противников. Так же всех совиных медведей отнесли к Царству фей.
Кроме того дополнение
"Хранилище чудовищ" ("Monster Vault"), которое фактически является переизданием "Руководства по чудовищам", поместило совиного медведя на обложку вместе с другими знаковыми монстрами.

"Обложка "Monster Vault". Источник: Яндекс.Картинки"
"Обложка "Monster Vault". Источник: Яндекс.Картинки"
Ученые долгое время спорили о происхождении совиного медведя. Наиболее распространенная теория заключается в том, что сумасшедший волшебник создал первый экземпляр, скрестив гигантскую сову с медведем. Однако почтенные эльфы утверждают, что знали этих существ тысячи лет, а некоторые феи настаивают на том, что совиные медведи всегда существовали в Стране Фей.

(Выдержка из "Monster Manual")

D&D 5-th edition

Обсуждение, о включении совиного медведя в пятое издание началось еще до его выхода, поэтому монстр был включен еще в тестовый бестиарий ("D&D Next Playtest Package"), для игроков, заинтересованных в проведении пробных партий для оценки геймплея данной редакции.
С официальным выходом редакции совиный медведь был официально включен в
"Руководство по монстрам" в 2014 году.
Тип совиного медведя изменился на чудовище (
monstrosity). Немного изменились повадки существа, а время его активности изменилось на ночное. Дрессироваться он стал еще лучше. При всей своей агрессивности и раздражительности с ним теперь можно даже сосуществовать. Так некоторые эльфы теперь держат совиных медведей неподалеку от своих домов на деревьях для дополнительной защиты. Хобгоблины же используют их как боевых зверей, а некоторые даже устраивают спортивные заезды верхом на совиных медведях, правда иногда незадачливый наездник может попасть под атаку монстра, не желающего участвовать в данных мероприятиях.

"Изображение совиного медведя из "Monster Manual" 2014"
"Изображение совиного медведя из "Monster Manual" 2014"

Может ли друид превратиться в совиного медведя?

Как я и писал в самом начале, показанный в трейлере совиный медведь был результатом превращения в него тифлинга. Что по этому поводу говорят правила различных редакций?

В AD&D 1-st существа не относились к каким либо типам, в отличии от современных правил. Это давало большое преимущество и позволяло производить превращения во многих представителей первых бестиариев. Однако, в этой редакции все надежды можно разрушить двумя выдержками.
Первая будет из
"Player Handbook" (PHB):

Ability to change form up to three times per day, actually becoming, in all respects save the mind, a reptile, bird or mammal. (...) The size of creature form assumed can vary from as small as a bullfrog, bluejay or bat to as large as a large snake, an eagle, or o black bear (about double the weight of the druid).

Книга игрока позволяет превращаться в рептилию, птицу или млекопитающее. До конца не ясно, кем в этой редакции из существ является совиный медведь, но можно предположить, что это млекопитающее. Тем более австралийская фауна имеет представителей подкласса первозверей в виде утконоса и ехидны, которые так же несут яйца.

Вторая же цитата из и "Monster Manual" (MM):

If encountered in their lair there is a 25% chance that there will be 1-6 eggs (20%) or young (80%) in addition to the adults (...) Owlbears have brownish-black to yellow brown fur and feathers. The 1,300 to 1,500 pound males will be the darker colored.

Описание совиных медведей прямым текстом говорит, что вес самцов варьируется в районе 600-700 кг, а "Руководство игрока" поясняет, что вес существа, в которое превращается друид может быть примерно в два раза больше. Таким образом даже если бы в трейлере был высокий и габаритный мужчина, то он, возможно, смог бы превратится в очень молодого совиного медведя, почти в детеныша.

В MM для AD&D 2-nd было официально подтверждено, что совиный медведь является яйцекладущим млекопитающим.

They are warm-blooded mammals, but lay eggs.

Однако, PHB обращает внимание на то, что можно принимать облик только тех животных, которые принадлежать к обычному (реальному миру), а совиные медведи таковыми не являются.

He gains the ability to shapechange into a reptile, bird, or mammal up to three times per day after he reaches 7th level (...) The druid can only assume of a normal (real world) animal in its normal proportions

Для D&D 3-rd и D&D 3.5-rd друид мог превращаться в маленьких и средних животных, что сильно ограничивало список тех форм, которые можно было принять.

At 5th level, a druid gains the spell-like ability to polymorph self into a Small or Medium-size animal (but not a dire animal) and back again once per day.

В MM описывается, что совиный медведь в 3 редакции - большой зверь (beast), а в 3.5 - магический зверь (magical beasts), это автоматически препятствовало возможности превращения.
В этих редакциях появлялись опции благодаря большому количеству
сплатбуков - книг с дополнительными материалами, которые добавляли альтернативные умения и расширяли оригинальные правила, вводили престиж-классы и многое другое. Если быть совсем конкретным, то возможная лазейка для превращения в совиного медведя давалась в "Masters of the Wild". Однако, если придерживаться только оригинальных правил, то превращение с совиного медведя в этих редакциях - не канон.

Второе издание PHB для 4 редакции упоминает возможность превращения в совиного медведя прямым текстом:

The wild shape power lets you assume a form of your size that resembles a natural or a fey beast, usually a four-legged mammalian predator such as a bear, a boar, a panther, a wolf, or a wolverine. Your beast form might also be an indistinct shape (...) You might also resemble a more exotic beast when you’re in beast form: a reptile such as a rage drake or a crocodile, or a fantastic beast such as an owlbear or a bulette.

Однако в том же PHB в ход снова вступают ограничения по размерам.

Wild shape allows a character to change between humanoid form and beast form. (...) You can choose a specific form when you use wild shape to change into beast form. The beast form is your size, resembles a natural beast or a fey beast, and normally doesn't change your game statistics or movement modes.

Как и было описано мной выше, в 5 редакции совиным медведям был присвоен тип чудовище (monstrosity) большого размера (large). В связи с этим, в очередной раз образуется все та же проблема - несоответствие типа существа с "формой зверя".

В итоге можно сделать вывод, что превратиться во взрослого совиного медведя тифлингу-друиду определенно не удастся, тем более, если учитывать, что это достаточно миниатюрная девушка. Размер тифлингов определяется как средний, а в трейлере трансформация происходит из лошади, при этом габариты, как минимум, не становятся меньше, а то и меняются в большую сторону. Таким образом можно понять, что монстр относится к категории больших. Однако, если допустить возможность мультиклассовости с применением заклинаний других классов, то использование какой-нибудь "мощи гиганта" ("giant’s might"), может позволить изменить свой размер на большой. При этом по-прежнему останется вопрос с невозможностью использования "формы зверя" для превращения в монстра.

🗣 Спасибо, что дочитали статью! Не забывайте делиться своим мнением и игровым опытом в комментариях. Больше статей о мире "Подземелий и Драконов можно найти в соответствующей подборке. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые материалы.