Фильм раскрывает все темные уголки мужской психики – желание доминировать, соблазн, мазохистский аскетизм, трудоголизм и, в конце концов, безумие. Неправильная оценка собственных возможностей, излишнее утрирование фактов, идеализация своей персоны прямым путем приводят к безумству, к разложению психики, что и случается в конце с героем.
Это художественное представление о мужском мире, всячески пытающегося избегать женского хаотического начала. Противоборство с последней и есть главнейшая схватка в мужской психике. Женская участь немного другая: она более ориентирована на внешнюю сторону, требует от индивида высокой отзывчивости, сопереживания и подчинения. Малейшее отклонение от принятых норм может стать угрозой для женщины, после чего она выпадает от общества, теряет свое лицо, как было показано в другой работе режиссера - «Ведьма».
Мужской мир, если представлять в рамках фильма «Маяк», то это, во-первых, бушующий инстинкт и стремление к освобождению. Море, волны, морские птицы – все символизируют необузданную инстинктивно-чувственную сторону человека, а главная «героиня» мужских фантазий – соблазнительная русалка, чье единственное внутреннее содержание заключается в тотальной безликости, и полной концентрации в себе фемининности, что и увлекает, завораживает мужчин, но и навлекает ужас.. Это немое отображение природной женственности - ее доброты, заботливости и одновременно беспощадных наказаний. Но природа не руководствуется четкими, ясными осями, она не схематична, как мужской мир, поэтому мужчина всячески избегает этой женской составляющей природы, боясь в ней раствориться, потому что орудие мышления природы – бессознательное. А цель мужчины-героя - перешагнуть через бессознательное, его отрешенности от мира, неосознанности к достижению индивидуальности. А индивидуализация требует строгого соблюдения сознательных механизмов, отказа от своего низшего пласта, чем и занимается главный герой Маяка. И именно в этой эпической схватке мужчина показывает свою духовную широту, на что женщина порою неспособна. Но, тем временем, он рушится вниз в темные глубины зверской инстинктивности, чем и завершается трагический путь героя. Здесь соединяются героизм и трагизм, желание возвыситься и невозможность осуществления идеалистических представлений, потому что сознание и бытие, желание и действительность не всегда действуют сообразно. С чем борется мужчина – это мир женской недетерминированности, поэтому женщины вовсе не смущаются и не избегают удовольствия, видя в них единственно правдивое проявление жизни, а мужчина строит свой замок(Кафка), Маяк, со своими четкими схематизированными правилами, и мучается под их гнетом, чтоб привести в исполнение все свои иллюзорные замысли.
Переосмысление действительности есть большой шаг к прибавлению нашего кладезя знания, но большой регресс к нашему естественному способу существования. Абстрактные знания не меняют обстоятельства, напряженная работа сознания ровным счетом не решает никаких экзистенциальных проблем. Это лишь маяк, стоящий насупротив чувственных волн нашего бессознательного, который пытается своим светом спасти заблудшие умы. Но чрезмерная увлеченность, идеализация этого света приводит лишь к разложению, разрушению психики, что и случается с Эфраимом. Две участвующие герои имеют одно и то же имя, как оказывается в конце фильма, но тут есть большой соблазн полагать, что это и есть один и тот же человек. В таком случае режиссер дал бы нам понять это прямо, как это делается в фильме «Бойцовский клуб», где Тайлер лишь плод идеалистических воображений главного героя. Но тут Эфраим борется со своей низшей, животной частью, что символически представлен в образе старшего смотрителя, который представляет собирательный облик чувственно-инстинктивной части самого героя. Тут соприкасаются Оно и Я, где Я оказывается бессильным.