Найти в Дзене

"Вы меня узнали, но вы меня не знаете". Трагическая история "Машеньки".

Продолжение. Начало тут

Да, в наличии художественного вкуса т. Сталину не откажешь. Понял он, что перед ним один из лучших фильмов, когда-либо созданных советским кинематографом в прошлом, настоящем, и наверное, в будущем. Ведь из всех советских фильмов с популярностью "Машеньки" на том же Западе могут сравниться разве лишь снятые через 15 лет "Летят журавли".

И на молоденькую дебютантку Валю Караваеву посыпался золотой дождь. Сам т. Сталин увидел в образе Машеньки, созданном актрисой, идеал советской девушки. Дал указание снимать актрису как можно больше и наградил ее Сталинской премией. Актриса была счастлива, особенно Сталинской премии.

... Она шла к балкону, смотрела в небо и говорила:
— Спасибо, старичок мой бородатенький.
— Ты кого благодаришь, Бога? — спрашиваю.
— Нет, Калинина.

И Караваеву стали снимать. Ей сразу же поступило два предложения. Одно от того же Райзман - сняться в его новой военной картине "Небо Москвы", где она должна была играть главную женскую роль. Фильм снимался по мотивам биографии одного из культовых героев Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, летчика-истребителя Виктора Талалихина, совершившего первый ночной воздушный таран осенью 1941 г. в небе над Москвой. В фильме героя зовут Петр Стрельцов и его играет Петр Алейников. Любимую девушку Стрельцова, медсестру Зою, должна была играть Караваева. И еще одна роль была зарезервирована для Караваевой - Зои Космодемьянской в фильме, который собирался снимать Лео Арнштам.

А пока, сразу после "Машеньки", Караваева сыграла летом 1942 г. главную роль в короткометражке кинорежиссера Абрама Ромма "Тоня". Этот фильм должен был выйти в составе "Боевого киносборника № 13 "Наши девушки". Кроме "Тони" в киносборник входила короткометражка Григория Козинцева "Однажды ночью", в которой главную роль советского летчика играл партнер Караваевой по "Машеньке" Михаил Кузнецов.

А у Караваевой в "Тоне" партнером был знаменитый Сергей Столяров. Героиня Караваевой - простая телефонистка с телефонной станции Тоня Павлова. Это еще один вариант телеграфистки Машеньки Степановой.

-2

Тонечка не успевает эвакуироваться из города, как его неожиданно занимают немцы. Но наши войска находятся неподалеку от города. Советский полковник связывается по телефону с находящейся на телефонной станции Тоней, и она начинает корректировать огонь нашей артиллерии. При этом на связи с нею находится ее муж, капитан Василий Павлов.

-3

Немцы определяют местонахождение нашей корректировщицы.

В финале наши освобождают город. Тоню хоронят с воинскими почестями. Заключительные кадры. Тоня патетически обращается к мужу - "Вася, ты очень хорошо бьешь гадов, продолжай это делать!"

-5

Но этот киносборник не вышел на экраны. Вторая ее часть - "Однажды ночью" - это вообще военный детектив. Ночью в нашем тылу с самолета выбросили немецкого диверсанта. Соседский мальчишка прибежал на ветеринарную станцию и предупредил девушку-фельдшера, что он видел, как немец спускался на парашюте. И вот поздно ночью на станцию зашел старший лейтенант, летчик, спросил, где он находится. А затем зашел еще один такой же летчик, и тоже старший лейтенант. И девушке надо разобраться кто из них диверсант.

Но в итоге враг разоблачен и повязан. Очень, кстати, занимательный сюжет.

Так вот, этот боевой киносборник был в полном объеме положен начальством "на полку". Если про "Тоню" начальство сказало, что слишком пессимистичный финал, очень симпатичная Тоня героически погибает, а тем более вот только перед этим с успехом прошла "Машенька", которая вселяла в бойцов оптимизм, то про занимательный военный детектив "Однажды ночью" вообще нет данных, почему его положили на полку. Скорее всего просто за компанию.

А Валентина Караваева в это время уже выехала из Алма-Аты в Куйбышев сниматься у Райзмана в "Небо Москвы". 11 июня 1943 г. ее встретил на вокзале водитель служебной машины и повез в киногруппу. Во время движения водитель не справился с управлением и врезался в проходивший трамвай. Водитель погиб на месте, а Караваеву с множественными повреждениями внутренних органов доставили в больницу. Она выжила, но уже не могла иметь детей. И самое главное - осколками лобового стекла ей посекло лицо, в результате неизгладимое обезображивание внешности. Шрам через всю правую щеку от уха до верхней губы. Вот такой она была через год после многочисленных операций. Шрам удалось немного убрать, но не смогли сшить удачно нервные окончания и верхняя губа справа омертвела, осталась обезображенной.

-7

О кино надо было забыть. Ее роль в "Небе Москвы" сыграла Нина Мазаева, а Зою Космодемьянскую - Галина Водяницкая.

Оставался театр, где шрамы можно было скрыть гримом и мизансценами.

-8

Лауреат Сталинской премии Валентина Караваева в мае 1945 г. сыграла Нину Заречную в Театре им. Моссовета, но недолго. Караваева играла или гениально, или ужасающе. Не было середины, и не было стабильности. В один день она могла довести публику до исступления, в другой — разочаровать плохой игрой. Она очень нервничала, ссорилась со всеми, подражая Комиссаржевской, и все это из-за того, что Нина Заречная - это была она сама. и ей лучше было знать. как играть. Многие коллеги считали ее очень талантливой, но с психическими отклонениями.

И в это время она познакомилась с английским дипломатом Джорджем Чапменом. Англичанин влюбился в нее с первого взгляда. В первую же встречу наедине дипломат пал на колени около кресла, в котором сидела актриса, и стал читать на русском языке монолог Евгения Онегина, его объяснение в любви Татьяне. Закончив, сделал предложение.

В том же 1945 г. Караваева вышла за Чапмена замуж и уехала с ним на его родину. Только-только закончилась война, и Великобритания была еще союзником. Поэтому Караваевой так легко разрешили выйти замуж за иностранца и уехать с ним. Это потом, в 1947 г. ,браки с иностранными гражданами будут запрещены, а коллеги Караваевой Зоя Фёдорова и Татьяна Окуневская попадут в ГУЛАГ за связь с иностранными дипломатами.

За границей Караваевой сделали еще несколько пластических операция. Шрам на щеке стал почти незаметным, но восстановить изуродованную губу не смогли. Ее муж был очень состоятельный человек. Они жили в Англии, Канаде, Швейцарии. Но актриса не могла не играть. Караваева стала проситься обратно домой. Ей разрешили вернуться, поставив условием написать книгу, обличающую жизнь на Западе. Она стала писать ее под названием "Путь домой".

В 1950 г., оставив мужа, она вернулась в СССР. Ее не арестовали и не посадили. Отправили жить домой в Вышний Волочок. Потом дали квартиру в Москве, определили в штат Театра киноактера. Но ее никто не снимал. Основной заработок давал дубляж иностранных картин. И только один раз произошло чудо. "Обыкновенное чудо". В 1964 г. Эраст Гарин пригласил ее на роль Первой дамы в свой фильм, который он снимал по пьесе Е. Шварца "Обыкновенное чудо".

Машенька, Тоня, которую никто не видел, и вот Эмилия. И вновь шедевр исполнения. Нежный ангел Машенька превратилась в несчастную, курящую и пьющую Эмилию. Этой ролью Караваева как- будто итожит прожитую на данный момент свою жизнь.

Сцена встречи Эмилии и ее бывшего возлюбленного через двадцать лет после расставания. Когда-то он приревновал ее к юному пажу, она его к дочери генерала, и произошел совершенно глупый разрыв. Он сбежал в горы, держит трактир, она несколько раз была замужем, но счастья у обоих нет. И вот случайная встреча через двадцать лет. Даже в этой небольшой роли виден трагический талант Караваевой. Трактирщика играет Виктор Авдюшко. Вполне достойно ведет свою роль.

"Не  смотрите на меня".
"Не смотрите на меня".
Эмилия : Не смотрите на меня. А, впрочем к дьяволу все. Смотрите. Вот я какая. Смешно? Я разучилась плакать. Вы меня узнали, но вы не знаете меня. Я стала злобной. Особенно в последнее время. Трубки нет? Я курю в последнее время. Я и пить пробовала. Не понравилось. Вот я какая теперь стала.
Трактирщик : Вы всегда были такой. Да. Всегда у вас был упрямый и гордый нрав. Теперь он сказывается по-новому - вот и вся разница.
Эмилия : С чего вы взяли, что мы были бы счастливы, поженившись? Вечной любви не бывает.Ну, вот и все. Жизнь не начнешь с начала. Тр а к т и р щ и к: У трактирной стойки я не то еще слышал о любви. А вам не подобает так говорить. Вы всегда были разумны и наблюдательны. Все равно. Я счастлив, что вижу вас.
Эмилия : Я тоже. Тем глупее. Ладно. Плакать я теперь разучилась. Только смеюсь или бранюсь.

И это было последнее появление Караваевой на экране. И не было никакой работы - ни в театре, ни в кино. Машенька, Тоня, которую почти никто не видел, и Эмилия. Три роли - все, что осталось от великой трагической русской актрисы. Трагическая жизнь и трагедия нереализованности.

После фильма "Обыкновенное чудо" Караваева прожила еще 34 года, еще целую жизнь. Как потом вспоминали о Караваевой

Было это в годы учебы в Институте кинематографии… После занятий мы бежали на троллейбус, что останавливался против Киностудии Горького. Вместе с нами в троллейбус нередко садилась странная дама. Она казалась ожившим персонажем из романа Диккенса «Большие надежды»: в длинном, в пол, поношенном, когда-то нарядном платье из дорогой ткани; в огромной шляпе с полями, затенявшей усталое лицо; в длинных, до локтя, кружевных перчатках; всегда, в любую жару, – в чулках.
На плечи падали седые букли по моде героинь фильмов 30-х и 40-х годов. Пассажиры, глядя на женщину, посмеивались: что еще за нелепое создание ворвалось в наши реалии? Странная дама, наверное, все это видела. Но – не реагируя. То ли уже привыкла, то ли была абсолютно поглощена своими мыслями?
Порой что-то неуловимо знакомое мелькало в ее лице и мгновенно исчезало… Пока кто-то из нас не произнес торжествующе, но, слава богу, шепотом: «Да это же Караваева! Машенька!.. Ну, Машенька из картины Райзмана!..»

Наверное, если верить индусам, в Караваевой произошла реинкарнация великой, трагической актрисы прошлого, возможно той же Веры Комиссаржевской.

-10

Вопреки всему Караваева не сдавалась. Она хотела восстановить «Чайку» и играть Нину Заречную и Аркадину. Записала весь спектакль «Чайка» на магнитофон на русском и английском языке. Принесла запись в Театр киноактера. Сама сыграла за всех действующих лиц и послала запись в Англию. С кем‑то из англичан она все время переписывалась, обменивалась пластинками. Она жила этой «Чайкой», видела в ней свою судьбу, но никто ее не поддержал (ее считали «чокнутой»). Спектакль так и не выпустили.

И тогда она купила любительскую кинокамеру и более двадцати лет, до самой смерти в 1998 г. снимала свои репетиции "Чайки", "Анны Карениной", "Мадам Бовари". Никто не знает точную дату, когда она умерла. В подъезде, где она жила, прорвало трубы водоснабжения. Слесаря обходили квартиры в поисках повреждения. Так как дверь в квартиру Караваевой никто не открывал, а из квартиры вниз сочилась вода. то квартиру вскрыли. На полу, в луже воды лежало тело умершей Валентины Караваевой.

И что же остается после ТАКОЙ жизни. Заброшенная могила на Хованском кладбище с проржавевшим крестом и полустертой табличкой " Чапмен В. И. "?

-11

Нет, остались еще кинопленки и магнитофонные ленты с записями репетиций Караваевой. Через две недели после смерти Караваевой в ее квартиру пришел племянник кинорежиссера Сергея Параджанова, актер, кинорежиссер и сценарист Георгий Параджанов. Он собрал валявшиеся в квартире кинопленки и магнитофонные ленты. Восстановил их и снял документальный фильм о последних годах жизни Валентины Караваевой "Я- Чайка". Фильм получил специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля в 2000 г. Вот он полностью.

В фильме звучит гениальный голос Валентины Караваевой, монологи Нины Заречной, Анны Карениной. Не все в ее исполнении звучит одинаково ровно. Есть просто гениальные куски, есть наигрыш. Великому таланту актрисы требовался такой же великий режиссер. Но какой режиссер, если актрису считали шизофреничкой, чокнутой старухой, за всю свою жизнь у нее было только три роли в кино и одна в театре. Но ее великий талант требовал выхода. И она, вопреки всему, играла сама для себя перед кинокамерой в течение двадцати последних лет жизни.

В финале фильма Параджанова звучит в исполнении Караваевой отрывок из рассказа русской писательницы Лидии Авиловой "Забытые письма". Авилова всю жизнь любила А. П. Чехова. Чтобы признаться ему в любви заказала в ювелирном магазине брелок в виде книги с гравировкой: «Повести и рассказы. Соч. Ан.Чехова, стран.207, строки 6 и 7». Открыв эти строки, читаем: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её». Потом в пьесе "Чайка" Нина Заречная при прощании с Тригориным дарит ему медальон в виде книги, где выгравировано то же самое:" Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её".

А в 1896 г. Авилова пишет рассказ "Забытые письма". И вот в фильме Параджанова звучит в исполнении Караваевой финал этого рассказа. Как реквием.

-12
Зачем я пишу вам? Неужели вы думаете, что я не понимаю и теперь, что вы обманули меня, что вы никогда не любили меня? В вашей веселой рассеянной жизни я была лишним развлечением — и только.
Все ясно теперь! Все ясно, когда не стараешься цепляться за надежду и уже не боишься никакой правды. Я не верю вам больше ни в прошлом, ни в будущем, и мне кажется, что я больше не люблю вас. Я хотела бы простить вам, чтобы спокойно и радостно ожидать смерть, но я еще не могу простить! Опять мне хочется, чтобы вы слышали мой голос. Я сказала бы вам: берегитесь! горе не тому, кто страдает, а тому, кто заставляет страдать…

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.