Продолжение. Начало тут
Начинается фильм с титров - "Шел май 1939 г. - месяц, с которого лучше всего начать рассказ о Маше Степановой". Маша - телеграфистка на привокзальном почтамте, по вечерам учится на фельдшерских курсах. Живет далеко за городом. И однажды, поздно ночью, она возвращается домой на такси, где и знакомится с шофером Алешей Соловьевым.
Машу и Алешу играют Валентина Караваева и Михаил Кузнецов. Оба еще студенты - Караваева Киношколы при "Мосфильме", Кузнецов - "Государственной оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского". До этого больших ролей в кино они не играли, это их дебют и сразу две такие сложные роли.
Караваевой надо было сыграть подлинно "советского человека", выросшего и воспитанного уже при Советской власти в духе того, что "человек человеку друг, товарищ и брат"; у которого на первом месте "честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни" и "преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине". И в то же время это должна быть нежнейшая и трогательнейшая девушка, настоящий советский ангел.
Задача труднейшая, ведь надо было не скатиться в пошлость, пройти по тончайшей грани. Вот, к примеру, такой диалог во время знакомства Машеньки и Алеши. Он, чтобы оказать впечатление на симпатичную девушку, рассказывает о звездах, показывает ей Марс и Андромеду. Снисходительно отвечает на воосхищенный вопрос девушки, откуда он столько знает, что много читает, учится в техникуме и будет инженером. Машенька с восхищением смотрит на этого передового молодого человека.
- А я мало читаю. Не успеваю. Я вот Ленина еще только-только начала. А Маркса и вовсе не читала. Вы Маркса читали? А?
- Читал.
- Ну и как?
- Любопытно в общем.
А Маркса то он и не читал, да и Ленина тоже. Но ведь нельзя же терять марку. И ведь надо было так сыграть этот диалог, чтобы зритель воспринял это не со смехом, а вполне серьезно.
Первоначально скромная студентка Валя Караваева не прошла кинопробы, и только со второй попытки Райзман утвердил ее. Евгений Габрилович писал о ней
Она сидела в уголке как-то сжато, неловко, бесцветно. В каком-то сером и робком платьице, в стоптанных башмаках. Я ужаснулся от ее невидности, некрасивости. Но такой Караваева казалась лишь до той минуты, пока не начинались репетиции или съемка. Тогда в глазах тихой, незаметной девушки загорался теплый свет, мгновенно красивший ее обыкновенное, скуластое лицо. Она не просто хорошела – становилась прекрасной благодаря редкостному духовному напряжению, страстной эмоциональной жизни.
И еще Райзман очень много с нею работал, создавал ей на съемке все возможные условия. Он приглашал пианиста, который играл прекрасную музыку, он ей шептал что‑то, добивался невероятной тишины. Все для нужной атмосферы фильма, Он работал так со всеми, но с Караваевой особенно. Он ювелирно сотворил актрису из одной роли. Во время съемок он говорил про Караваеву : "Рождается великая актриса".
Сцена знакомства Маши и Алеши стала классической в истории советского кино. Девушка роется в сумочке, считает хватит ли ей денег оплатить такси. Водитель снисходительно улыбается, вот же клиент попался.
И начинается тончайшая игра между ироничным, уверенным в себе молодым красавцем и доверчивой, смотрящей на мир своими огромными лучащимися глазами, обаятельнейшей простушкой. И как-то сразу они начинают доверять друг другу, рассказывая про себя самое сокровенное.
А в конце поездки они договариваются на следующий день пойти в театр. Но Алексей не приходит. Он заболел. Машенька ухаживает за ним и постепенно влюбляется. А для Алексея она просто хороший друг и товарищ, который помогает ему готовиться к поступлению в техникум. Ни о какой любви он и не думает. Так же как и не задумывается об отношении Машеньки к нему.
Сильный, красивый, но еще очень неопытный в отношениях с девушками, он попадается в сети опытной кокетки Веры, лучшей подруги Машеньки. Которая просто так, ради забавы, соблазняет Алексея буквально за пять минут.
Веру играет Вера Алтайская. Одна из лучших характерных актрис советского кино. Знаменитая Анна Шкапидар из "Евдокии", невеста Кощея ( "Коша, одень шапочку, лысинку простудишь") из "Огонь, вода и медные трубы", многочисленные сказочные злодейки из детских фильмов.
Кстати, в этом же фильме играет и муж Веры Алтайской, тоже знаменитый впоследствии советский актер Алексей Консовский, принц из "Золушки" и выдающийся чтец. Он здесь играет такого хулиганистого молодого таксиста.
Ну, и еще следует отметить, что в этом фильме впервые на экране появился Николай Гриценко.
Но вернемся к Вере Алтайской. Здесь она опытная и коварная соблазнительница. На фоне скромной, постоянно ходящей в одном и том же платьице Машеньки, выглядит просто шикарно в вечернем платье в пол и накрученных кудряшках.
Не устоял Алексей, ни разу не целовавшийся с девушками красавец, перед этой красоткой, которая предложила ему научить целоваться. А тут и Машенька их застукала. Алексей даже оправдаться не попытался, и тут же оскорбленная предательством Машенька убежала, порвав навсегда отношения.
Простенькая мелодрама. Она любит его, но он считает ее только хорошим другом и соблазняется ее подругой. Они расстаются навсегда. И был бы вполне проходной фильм, если бы не гениальная игра Валентины Караваевой, создавшей один из самых тонких, нежных и светлых женских образов в мировом кино. И вполне достойно ей в этом ассистирует Михаил Кузнецов. Вот что значит достойный актерский материал в умелых режиссерских руках. Из молодых дебютантов Райзман сотворил настоящих звезд советского кино.
Первоначально предполагалось, что Машенька и Алексей все-таки помирятся. Но решено было добавить военные эпизоды. Машенька и Алексей должны были встретиться на войне. На той "незнаменитой", очень кровавой для нас, советско-финской.
Да она тогда и не называлась войной. Полная аналогия с нынешней специальной военной операцией. И по восприятию в обществе, и по ходу боевых действий. Тогда это назывался "Освободительный поход", Красная Армия шла освобождать угнетенный "белофиннами" трудовой финский народ. Специально был сочинен братьями Покрасс мар "Принимай, Соуми-красавица".
Много лжи в эти годы наверчено,
Чтоб запутать финляндский народ.
Раскрывайте ж теперь нам доверчиво
Половинки широких ворот!
Ни шутам, ни писакам юродивым
Больше ваших сердец не смутить.
Отнимали не раз вашу родину -
Мы приходим её возвратить.
Но никто оказывается особо не ждал и ворота не раскрывал. Красная Армия силами всего лишь Ленинградского военного округа 30 ноября 1939 г. начала наступать на трех направлениях. На Карельском перешейке войска уперлись в укрепления "линии Маннергейма", и все попытки штурмовать в лоб окончились большими потерями в технике и людях.
Второе направление наступления было на севере Ладожского озера. Там финны небольшими силами окружили несколько наших дивизий и до конца войны наши войска сражались в окружении. При попытке вырваться одна из дивизий была полностью уничтожена.
На третьем направлении в Северной Карелии несколько наших дивизий ускоренным маршем должны были пройти через всю Финляндию, выйти к Ботническому заливу и разрезать страну пополам. Наступление шло растянутыми колоннами по узким лесным дорогам. Небольшие финские ополченские лыжные отряды разрезали эти колонны, и уничтожали по частям. Было уничтожено полностью две дивизии, около 30 тысяч человек, огромное число танков и артиллерии. Один из комдивов застрелился. А комдив и комиссар другой, знаменитой 44-й, "щорсовской", дивизии были расстреляны за трусость и бездействие по приговору трибунала перед строем. Наши войска на этом участке откатились тут к госгранице.
Потери были просто ужасающие. За 3 с половиной месяца, что шла эта война, безвозвратные потери убитыми, умершими и пропавшими без вести составили 126 тыс. человек. Пришлось приостановить наступление на два месяца. Довести группировку войск с первоначальных 400 тысяч до миллиона человек, создавать по примеру финнов добровольческие лыжные батальоны. Начать массовый выпуск автоматов ППШ и ППД. Пригнать почти всю тяжелую артиллерию РККА. И только после этого вновь начать штурм "линии "Маннергейма". В Северной Карелии войска уже не наступали. А на севере Ладожского озера наши окруженные части так и оставались окруженными до самого конца войны. Снабжались они по воздуху.
Нарокм обороны Ворошилов и начальник Генерального штаба Шапошников были сняты. На их место назначены Тимошенко и Мерецков, кломандовашие нашими войсками на заключительном этапе войны.
СССР за нападение на Финляндию исключили из Лиги наций. Страна оказалась в международной изоляции. Только фашистская Германия занимала нейтральную позицию А со всей Европы в Финляндию ехали тысячи добровольцев. Европейские страны слали самолеты, пушки, танки. Великобритания готовилась бомбить из Ирака нефтяные промыслы Баку. США объявила эмбарго на торговлю с СССР. И только быстрое наступление в марте 1940 г., взятие Выборга, принудило финское правительство к миру на условиях СССР. Запад не успел начать войну с СССР.
Вот на этой войне и встретились в марте 1940 г. военфельдшер Маша Степанова, которая успела побывать и в окружении, и танкист Алеша Соловьев, который получил ранение в самом начале "Освободительного похода" при взятии Райволы.
Алексей все осознал. Машенька поверила в его любовь. И они прощаются на фронтовой дороге, надеясь на скорую встречу. Кадр прощания, ставший визитной карточкой фильма.
Финал фильма снимался в конце 1941 г. в Алма-Ате, куда съемочную группу эвакуировали из Москвы. А 22 июня 1941 г. Валентина Караваева ехала на свидание к своему любимому человеку, военному, лейтенанту, служившему под Москвой. Только в автобусе она узнала, что началась война. Дороги уже были забиты военной техникой и пассажиров высадили из автобуса. Караваевой пришлось добираться до части пешком. И она успела проститься со своим лейтенантом. Больше они никогда не виделись. Вот чувством этого прощания актриса и играла через полгода финальную сцену в "Машеньке".
Фильм имел очень большой успех и на фронте, и в тылу, и у наших союзников. Каждый увидел в фильме что-то свое, очень близкое. Солдаты на фронте видели идеальную девушку - верную, любящую, нежную, которая будет преданно ждать своего Алешу. И солдат надеялся, что и его будет так же ждать его любимая, или же, если ее у него еще нет, то обязательно появится, и именно такая, как Машенька.
А еще в этом фильме показывалась мирная, предвоенная жизнь. Такой. какой она была в действительности. Скромная, даже скудная, когда главный герой живет в комнате общежития, в которой кроме него еще человек двадцать. А главная героиня имеет всего два платья - одно повседневное, и одно на выход, и пару стареньких стоптанных туфель. Но живут они весело и счастливо. Впереди у них целая жизнь и они знают чего хотят добиться своим упорным трудом. Таксист Алеша стать инженером, а телеграфистка Маша - врачом. И вот эта мирная жизнь тоже вызывала у зрителя и на фронте, и в тылу ностальгию и надежду, что когда-нибудь все это вернется.
Но самым главным достижением фильма был, конечно, образ Машеньки. Простодушная, всегда готовая придти на помощь, воспринимающая мир с доверием и любовью, излучающая тепло и нежность. Настоящий "советский человек", человек коммунистического будущего, который уже рядом с нами. Вот поэтому проницательнейший т. Сталин и принял этот "камерный" фильм. Вот он идеальный образ выращенной Советской властью нашей молодежи. Это потом на экране появятся герасимовские "мологвардейцы", а пока есть только караваевская Машенька.
И Караваеву награждают Сталинской премией. И т. Сталин дает команду снимать эту гениальную молодую актрису как можно больше. Простой девчонке из Вышнего Волочка, казалось, улыбнулась удача. И впереди только долгая и счастливая творческая жизнь. Сам Сталин ее выделил. И что было дальше - об этом в третьей части.