Найти тему

Тенденция в русской прозе: увлечение одним жанром

Сейчас в моде автофикшн — это четвертая тенденция, которую наблюдает Константин Мильчин в современной русской прозе.

Автофикшн — это некая смесь автобиографии автора и художественного вымысла, и жанр это не новый. Название autofiction и его главные признаки сформулировал еще в 1970-х годах французский писатель Серж Дубровский в аннотации к своему роману «Сын». Современная российская проза переживает сейчас настоящий бум автофикшена. Автор рассказывает о каком-то важном событии, о том, что предопределило дальнейшую жизнь, и дальше повествование то раскручивается, то возвращается к исходной точке. Сейчас, в основном, автофикшн — это бесконечный словесный поток, а хороший автофикшн — это идеально-продуманное произведение, в котором есть завязка, кульминация и развязка, и по ходу действия много маленьких завязочек, кульминаций и развязочек.

Пока все до крайности увлечены автофикшеном, и в какой-то момент эта повальная увлеченность приведет к абсурду. Вспомним, как на волне популярности серии о Фандорине Бориса Акунина авторы кинулись писать ретро-романы, где герои говорили на упрощенном языке 19 века, который по факту сводился к языку ярославских половых: «Чего изволите-с?».

Если ты, вдруг, в 2022 году пишешь не автофикшн, то сразу можешь выделиться. Кажется, любая следующая толково написанная книжка, в которой не будет бесконечных флешбэков, а будет простое линейное повествование — неизбежно выстрелит. Потому что сейчас все романы, которые хоть как-то громко звучат, содержат в себе бесконечные флешбэки и очень резаную сюжетную линию.