Найти в Дзене
N + 1

Народная учительница XIX века

В Российской империи медленно развивалось начальное школьное образование. Во второй половине XIX века, к началу царствования императора Александра II, в стране действовали 4 тысячи начальных училищ при численности населения свыше 70 миллионов человек. Ситуация изменилась после учреждения земств — выборных органов местного самоуправления. Земства софинансировали народные школы вместе с крестьянскими сельскими обществами, что привело к быстрому росту начального образования. К концу XIX века в сельской местности работали уже 10 тысяч земских училищ. Работа и содержание земских школ регулировались положениями о народных училищах 1864 и 1874 годов. В начальных школах обязательно изучались арифметика, чтение, письмо, Закон Божий и пение. Народные школы имели один класс с количеством учеников 50–70 человек. Позже появились и двухклассные училища. Девочки младше 12 лет учились совместно с мальчиками. Средний возраст учеников народных школ составлял 8–12 лет. Курс обучения рассчитывался на три

В Российской империи медленно развивалось начальное школьное образование. Во второй половине XIX века, к началу царствования императора Александра II, в стране действовали 4 тысячи начальных училищ при численности населения свыше 70 миллионов человек. Ситуация изменилась после учреждения земств — выборных органов местного самоуправления. Земства софинансировали народные школы вместе с крестьянскими сельскими обществами, что привело к быстрому росту начального образования. К концу XIX века в сельской местности работали уже 10 тысяч земских училищ.

Работа и содержание земских школ регулировались положениями о народных училищах 1864 и 1874 годов. В начальных школах обязательно изучались арифметика, чтение, письмо, Закон Божий и пение. Народные школы имели один класс с количеством учеников 50–70 человек. Позже появились и двухклассные училища. Девочки младше 12 лет учились совместно с мальчиками. Средний возраст учеников народных школ составлял 8–12 лет. Курс обучения рассчитывался на три года. Учебный год длился с 1 октября по 1 мая с каникулами на Рождество, Страстную неделю и Пасху. Дети учились шесть дней в неделю по четыре-пять часовых уроков в день.

Крестьянским детям преподавали народные учителя — выходцы из городской интеллигенции, духовенства и крестьян. Закону Божьему ребят учил приходской священник. Остальные предметы вел один учитель. Женщины учительствовали наравне с мужчинами. С 1870-х годов преподавание в народных школах стало одной из первых массовых женских профессий в России.

Девушки-гимназистки из уездных городов и выпускницы епархиальных женских училищ оканчивали дополнительные учительские классы. Кандидатуру преподавателя согласовывали земства городов и губерний, а после ужесточения политических ограничений — губернаторы.

Педагог получала жалование от земств и крестьянских обществ 160–170 рублей в год — около 15 тысяч рублей в месяц в пересчете на современные деньги. Для сравнения: зарплата учителя государственной гимназии составляла до 1500 рублей в год.

Земская управа обеспечивала педагога и отапливаемым жильем, и учебниками. Учительница ютилась в комнате или на кухне школы, а то и в классном помещении. Иногда удавалось устроиться в крестьянской избе. Отопление помещения и содержание сторожа также были головной болью преподавательницы. В рассказе Антона Чехова «На подводе» описана одинокая и тяжелая жизнь земской учительницы Марьи Васильевны, которой приходилось лично ходить по дворам родителей учеников и собирать деньги на дрова и зарплату сторожа.

Учительница зависела как от земских служащих и крестьян, которые обеспечивали ей доход, отопление и жилье, так и от чиновников Министерства народного просвещения. Учебным процессом в народных школах руководили директор и инспектор народных училищ.

Народные учителя не задерживались в профессии из-за низкой зарплаты и отсутствия карьерных перспектив. Девушки обычно оставляли профессию после замужества. Для учительниц из крестьян преподавание в деревне приносило стабильный заработок во время отсутствия сельскохозяйственных работ. Постепенно выработался и тип самоотверженных профессиональных учительниц, посвятивших преподаванию всю жизнь.

Учительницы оказались толерантнее мужчин к тяжелым условиям труда: мирились с незатейливым бытом и проявляли любовь и внимание к ученикам больше мужчин. Доля народных учительниц среди преподавателей выросла с 32 до 45 процентов за пять лет в конце XIX века, а, например, в Вятской губернии достигла 76 процентов.

Круг общения учительницы зависел от происхождения. Горожанки — выпускницы средних учебных заведений часто испытывали в деревне культурное одиночество. Педагог общалась с местными помещиками и деревенской интеллигенцией: священниками, земскими врачами, лавочниками и агрономами. Крестьяне таких учительниц называли «госпожами» и «барышнями»: уважение и влияние в крестьянской среде зависели от личных качеств преподавателя. Учительницы из крестьянской среды не отличались образом жизни от других крестьян, но их уважали за образованность.

К концу XIX века положение народных учителей улучшилось. Земства тратили все больше средств на образование. В некоторых губерниях земские органы выделяли половину бюджета на народные школы. В 1870-х годах 45 процентов расходов на начальные училища еще несли крестьяне, а к 1900 году вклад земств и государства в народное образование достиг 90 процентов.

Образовательные и педагогические программы расширялись. Курское губернское земство во главе с князем Петром Долгоруковым организовало в городе месячные учительские курсы. Лекторы из столиц, университетские профессора подтягивали народных учителей по общеобразовательным предметам: психологии, географии, истории. Земство оплачивало педагогам из деревни проезд и проживание в городе. Примеру Курской последовали и другие губернии.

К концу столетия учителя объединялись в профсоюзы для общения, взаимоподдержки и улучшений условий труда. В начале реформы образования существовали только четыре учительских объединения, а к началу XX века — семьдесят, несмотря на усиление правительственного надзора. На Рождество 1902 года в Москве прошел первый в истории Всероссийский учительский съезд. Делегаты указали в докладе, что нужно сообща бороться за увеличение зарплат и пенсий народных учителей до удовлетворения потребностей интеллигентного человека. Народные учителя и учительницы почувствовали единство с коллегами в борьбе за права и качество образования и становились общественными деятелями при растущей поддержке земств.

***

Впереди остался один пост цикла «Бытовой жанр». Он выйдет 22 августа. А затем мы расскажем, как готовили этот цикл и работали с источниками. «Бытовой жанр» посвящен людям, которые жили с IX по XIX век на территории современной России. Проект создается при поддержке АНО «ИРИ».

Если вас заинтересовала история образования, вы можете посмотреть посты нашего предыдущего цикла — «Удаленное образование». В видеороликах педагоги рассуждали о влиянии вынужденной ковидной удаленки на образование. А в текстах мы разбирали основные вехи мировой истории образования.