То, что электропроигрыватель "Электроника Б1-01" считался одним из лучших проигрывателей в СССР (а в 70-е, когда он начал выпускаться он наверняка был лучшим) - известно практически каждому, интересующемуся историей отечественной аудиотехники. Известно и то,что он не был оригинальной разработкой советских инженеров: за основу при его создании была взята популярная модель электропроигрывателя Thorens TD-125 родом аж из 1967 года. Я не хочу при этом сказать что наши скопировали Thorens ( см.фото) один в один - ряд изменений в конструкцию был внесён. Но в целом...
...в целом внешнее сходство просматривается.
Однако данная публикация не о сходствах и различиях между Thorens TD-125 и "Электроника Б1-01". Я назвал материал "Электроника" в "кубе" по причине того, что в полный набор, кроме электропроигрывателя "Электроника Б1-01" входили ещё и усилитель с аналогичным цифро-буквенным индексом, а также акустические системы "Электроника Б1-01"(они же 25АС-421) вот и получается "куб", то есть трио.
И, надо заметить, что упоминаний об усилителе и данных колонках в интернете в разы меньше,чем о проигрывателе. Почему так? На этот счёт у меня есть пара-тройка версий, но какая из них ближе к истине или все они равноудалены от неё - не могу знать. Может у кого-то на этот счёт есть свои соображения? Если так, то добро пожаловать в раздел комментариев. А я пока продолжу.
Скажу сразу: ни усилителя ни данных колонок ни у меня, ни у кого-то из моих знакомых нет и никогда не было. Зато я весь этот комплект в течении нескольких лет (с 1981-го по 1984-й как минимум) лицезрел чуть ли не ежедневно в магазине "Культтовары", по фантастически высокой (для начала 80-х) цене: 1085 рублей. По раздельности цена компонентов была такова: проигрыватель -365 руб. колонки -270 руб.(за пару), усилитель - 450 руб. Суммарно как раз и выходит 1085 рублей. Думаю понятно, почему в городке с населением около 30 тыс. человек, долгое время не находилось желающих приобрести это чудо технической мысли. Правда не все компоненты из данного комплекта заслуживали звания чуда без кавычек. Но об этом я узнал лишь несколькими десятилетиями позднее.
"Ахиллесова пята" данного стерео комплекта - акустика. А всём известно что "система в целом звучит так, как звучит самый слабый её компонент". А для того, чтобы понять что не так с колонками 25АС - 421, достаточно взглянуть на них со снятым грилем.
Несмотря на количество динамиков (а их, как вы видите - шесть) данные АС являются двух-полосной АС закрытого типа с диапазонов воспроизводимых частот от 40 Гц до 18 кГц. Согласитесь, уже на высший класс тянет как-то не очень. Хотя для 1975 года это ещё более-менее. При размерах (ВхШхГ) 640х340х250 мм вес каждой АС составляет 21 кг. и, нетрудно примерно прикинуть, какая часть этого веса приходится на динамики. При номинальной паспортной мощности 20 Вт колонки имеют сопротивление 16 Ом.
Чувствительность, увы, не указана, но, с большой долей вероятности, ламповый усилитель такую акустику не раскачает. Динамики, используемые в АС это пара низкочастотных 20ГДН-1-8 (10ГД-30Е-32) и четыре высокочастотника 5ГДВ-1-8 (3ГД-31). Нафига было городить такой огород? Вот честно, ни одной версии на этот счёт не имею. Зато неоднократно встречал на разных (в т.ч. и достаточно серъёзных ) ресурсах такое вот высказывание: "...Данные системы являются копией акустических систем производства Германии «Grundig Box 740» или «Grundig Box 741...» . Ребята, Вы о чём? Копия - это всегда клон оригинала, всё остальное - вариации "по мотивам". Да, внешне и конструктивно "Грюндиг" и "Электроника" схожи. Но динамики то разные. Причём у "Грюндиг" даже вч-динамики в колонках не 4 одинаковых, а двух типов: 2-конусные и 2-купольные. Ну а раз динамики другие, то и схема кроссовера иная. Соответственно и тех. данные у "Грюндиг" отличаются от таковых у "Электроники". А уж то, что они звучат совершенно иначе - это "к гадалке не ходи". Так что извините, но с утверждением "являются копией" я не соглашусь.
А вот с чем я согласен, так это с утверждением владельцев 25АС - 421 о том, что колонки по звуку очень далеки от идеала. Прежде всего из за заваленной "середины" и "перетягивающих на себя одеяло" высоких частот. Я и сам однажды в магазине услышал этот звук и был в полном недоумении. Но тогда я был слишком юн и грешил на весь комплекс в целом. Не думал что проблема именно в акустике.
А вот по поводу усилителя я особого негатива в высказываниях не встречал. Правда и особых дифирамбов в его адрес я тоже не встречал: нормальный аппарат, но, исключительно для своего времени. Иногда отмечают его схожесть (по звучанию) с "Бригами" первых выпусков, но это не значит что между ними можно поставить знак равенства.
Некоторые современные обзорщики делают акцент на деревянном "кабинете" и "стрелочках" преподнося "Электронику" чуть ли не единственным отечественным усилителем со стрелочными индикаторами из 70-х. Но, во-первых, он точно далеко не единственный. Были Арктур-001 и 002, Одиссей-001 и 002, Радиотехника У-020М (у меня такой был), Ростов-Дон -101 и, наверное, ещё что-то я упустил. А во вторых эти самые стрелочные индикаторы выглядели настолько "беспонтово" что в некоторых случаях лучше бы их и не было. Пожалуй лишь "Арктур" реально выглядел красавчиком, а все остальные по виду - ничего особенного.
В сухом остатке, как ни крути, а из всего комплекта лишь "вертушка" заслуживала уважения и, при стеснённых финансовых обстоятельствах, на неё и сейчас стоит обратить внимание ( но поскольку о ней публикаций в интернете - море,то я не стал уделять ей внимание в данном обзоре). Остальное просто исторические артефакты и интересны именно в таком ключе. Впрочем, это лишь моё мнение и соглашаться с ним вовсе необязательно.