В январе-июне 2022 г. девелоперская статистика отстала от показателей годичной давности более чем на 150 реализованных лотов коммерческого назначения в Москве. В пересчете на площадь недобор измеряется почти 23 тыс. кв. м, сообщает портал Arendator.ru.
Сильнее всего метражные показатели сократились в бизнес-классе – почти что вдвое. В новостройках массового сегмента потери достигают одной трети. Единственный фрагмент рынка, где отмечен подъем спроса – премиальные жилые комплексы. Инвесторы купили в них на 65% больше площадей для ведения бизнеса, чем за первую половину предыдущего сезона.
Приведенные изменения отразились на пропорциях различных классов недвижимости в структуре сделок. Так, удельный вес бизнес-класса в общем количестве проданных лотов фактически остался на прежнем уровне – 45%. Но поскольку его аудитория переключилась на более компактные объекты, представительство в метраже стало ощутимо меньше – 39,1% вместо 51,1% годом ранее. В категориях до 50 кв. м и 100-150 кв. м представительство новостроек бизнес-сегмента усилилось, а в категориях большого метража (от 200 кв. метров) – ослабло. Впрочем, в списке реализованных юнитов есть и несколько относительно крупных – супермаркет в ЖК «Достижение» (819 кв. м), два ресторана в ЖК Foriver (716,4 кв. м и 629,8 кв. м), несколько кафе в ЖК «Событие» (471,7 кв. м, 453,3 кв. м и 453,3 кв. м), минимаркет в ЖК «Символ» (332,3 кв. м).
Во всех габаритных категориях выросло представительство премиальной недвижимости. В целом по рынку ее доля расширилась в полтора раза – с 8% в первом полугодии 2021 года до 12,5% в первом полугодии 2022-го. На сегодняшний день статистика по метражу формируется новостройками премиум-класса на одну пятую (19,1%). Крупнейшие сделки в сегменте связаны с ЖК «Остров» – медицинский центр площадью 1370 кв. м и фитнес-центр площадью 1070 кв. м.
Шесть проектов комфорт-класса взяли планку в 1 тыс. кв. м реализованной коммерческой недвижимости. Первое место в этом зачете принадлежит апарт-комплексу «Легендарный квартал» (11 реализованных лотов общей площадью 4,99 тыс. кв. м). Второе место у ЖК «Светлый мир. Станция Л» (24 реализованных лота общей площадью 2,09 тыс. кв. м). Следом идут ЖК «Талисман на Дмитровском» (5 реализованных лотов общей площадью 1,46 тыс. кв. м), ЖК LIFE-Варшавская (7 реализованных лотов общей площадью 1,32 тыс. кв. м) и ЖК «Аквилон Митино» (18 реализованных лотов общей площадью 1,31 тыс. кв. м). Замыкает список ЖК «Сказочный лес» (6 реализованных лотов общей площадью 1,09 тыс. кв. м).
За пределами масс-маркета самыми востребованными новостройками у покупателей коммерческих лотов оказались проекты компании «Донстрой» – премиальный ЖК «Остров» (41 реализованный лот общей площадью 8,11 тыс. кв. м), комплексы бизнес-класса «Событие» (21 реализованный лот общей площадью 3,83 тыс. кв. м) и «Символ» (22 реализованных лота общей площадью 2,37 тыс. кв. м). В рейтинге с ними соседствуют небоскребы на внешнем периметре ММДЦ «Москва-Сити» – Capital Towers (7 реализованных лотов общей площадью 1,66 тыс. кв. м) и Headliner (13 реализованных лотов общей площадью 1,55 тыс. кв. м), а также два комплекса в насыщенном новой недвижимостью Даниловском районе – ЖК Foriver (6 реализованных лотов общей площадью 2,56 тыс. кв. м) и ЖК «Зиларт» (12 реализованных лотов общей площадью 1,04 тыс. кв. м).