Найти в Дзене

«Ты победил, Галилеянин!». О жизни и смерти Юлиана Отступника

С приходом Константина Великого к единоличной власти в истории Рима наступила эпоха христианских императоров. Период IV-VI в. н.э. стал временем усиления Церкви и стремительного распространения христианства по территории Средиземноморья. В это время активно строились храмы и монастыри, развивалось церковное искусство, оформилось монашеское движение и т.д. Число язычников, напротив, уменьшалось – к началу VIIв. последователи древних богов окончательно превратятся в локальные малочисленные общины и постепенно исчезнут.

Однако, несмотря на триумфальное шествие христианства, даже в это время не обошлось без трудностей и даже гонений. Известно, к примеру, о преследованиях, инициированных императором Лицинием, управлявшим восточной частью Империи до своего разгрома Константином (324 г. н.э.). Но еще более знаковой и даже парадоксальной фигурой стал другой правитель – Флавий Клавдий Юлиан (361-363 гг. н.э.), названный своими языческими современниками «Философом» за любовь к риторике и философии. Христиане, в свою очередь, дали ему другое (более известное) прозвище – «Отступник». С его именем связан недолгий, но знаковый период правления последнего языческого императора. И для язычников, и для христиан он был полон одновременно и романтики, и трагизма.

Флавий Клавдий Юлиан появился на свет в 331 г. в Константинополе – столице Константина Великого. Самому Константину он приходился племянником – его отцом был Юлий Констанций, брат императора. После смерти василевса в 337 г. в городе произошел военный переворот, который возглавил наследник Константина – Констанций II. По его приказу солдаты убили отца Юлиана вместе с несколькими членами семьи, но его самого пощадили. Помимо этого, смерти избежал старший брат Юлиана – Констанций Галл. Последующие события в Империи привели к смерти других сыновей Константина – единокровных братьев Констанция – и последний назначил своим младшим соправителем Галла. Самого же Юлиана отправили в Никомедию (совр. Измит, Турция) – один из главных центров науки и образования того времени.

Бюст Константина Великого. Собрание Музея Христианской культуры
Бюст Константина Великого. Собрание Музея Христианской культуры

В Никомедии Юлиан познакомился с языческим философом Либанием – одним из самых выдающихся ораторов и ученых своего времени. Именно в тогда будущий император начинает проникаться языческой этикой и религией, постепенно отворачиваясь от христианства. Влечение к языческой культуре усилилось еще больше после переезда в Афины – город древних философов и поэтов, где Юлиан продолжил свое обучение. Вместе с ним учились юноши, которых впоследствии весь христианский мир узнает как Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Икона «Святители Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст» в собрании Музея Христианской культуры
Икона «Святители Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст» в собрании Музея Христианской культуры

В 355 г., после казни Галла по подозрению в измене, Констанций назначил Юлиана своим соправителем на Западе, и тот был отправлен в провинцию Германия. В это время Империи все труднее удавалось сдерживать натиск варваров, но молодой Цезарь отличился и здесь – в 357 г. близ города Аргентората (совр. Страсбург) он разбил многочисленное войско алеманнов (одно из германских племен) и снискал славу полководца. Популярность Юлиана среди солдат и местных жителей росла с каждым днем, и это не могло не тревожить Констанция, который в это время вел войну с Персией – без особого успеха. Многочисленные наветы придворных и успехи персов привели к тому, что Констанций потребовал от Юлиана передать ему часть войск для отправки на Восток. Юлиан медлил, а не желавшие подчиняться Констанцию солдаты западных легионов подняли мятеж в Лютеции (совр. Париж), где в 360 г. Юлиан был провозглашен Августом (титул, равный по значимости титулу Констанция). Взбешенный Констанций требовал от Юлиана отказаться от власти, войско хотело видеть правителем только Юлиана. В итоге, оба правителя начали готовиться к войне. Лишь смерть Констанция в ноябре 361 г. помешала очередной кровопролитной междоусобице между римлянами.

Получив единоличную власть, Юлиан занялся претворением в жизнь тех идей, что зрели в его голове все это время и вылились в итоге в целый ряд реформ, целью которых стала реставрация язычества в Римской империи. Сам император происходил из христианской среды – и тем был опасен. В отличие от предыдущих царей-гонителей, он прекрасно понимал суть христианства, его специфику и психологию. Новый правитель сделал попытку «оживить» умирающую веру своих предков, создав своего рода «языческую церковь» - отдельный духовно-просветительский институт, который должен был действовать по принципу христианской проповеди. Ради этого он, официально объявив себя язычником, совершал публичные жертвоприношения, отдал приказ восстановить обветшалые языческие храмы, расширить штат жрецов. Он ввел в языческую обрядовую практику элементы христианского богослужения – пение, чтение священных текстов и т.д. Сам Юлиан во всем подражал древним философам – копировал их литературный стиль, писал только на древнегреческом языке и носил длинную бороду.

Юлиан Отступник. Скульптурное изображение из Музея Средневековья в Париже
Юлиан Отступник. Скульптурное изображение из Музея Средневековья в Париже

Между тем, еще больше император делал для ослабления самого христианства. В своем стремлении усилить уже существовавший раскол в 362 г. он издал «Эдикт о терпимости», которым вернул из ссылки многих христианских епископов, отправленных туда своими противниками. Таким образом Юлиан пытался еще больше усилить противоречия внутри Церкви. Он вступал в переговоры с арианами и другими еретическими течениями, а тем, кто откажется от христианства, сулил большие выгоды. Сам он написал труд под названием «Против галилеян» - так он уничижительно называл христиан (по названию родины Христа – Галилеи). По сути, он не был жестоким гонителем, но именно такая «мягкая» борьба была намного опаснее для христиан. По инициативе императора даже были осквернены мощи Иоанна Крестителя, а также святого Вавилы Антиохийского.

Наиболее страшным ударом стала «школьная реформа», в ходе которой христианам, как тем, кто не придерживался «традиционного направления», было запрещено преподавать и даже учиться. Таким образом Юлиан стремился остановить распространение христианства. Не менее знаменательным событием стала его попытка восстановить Иерусалимский Храм, разрушенный римлянами в 70 г. н.э.

Храм Соломона лежал в руинах, а сам город со времен Константина стал одним из главных христианских оплотов в Империи. Юлиан пообещал иудеям восстановить Храм, стремясь сделать их инструментом своей борьбы против Церкви. Более того, восстановление иудейской святыни стало бы ударом по самому учению христианства. Иисус предсказал, что Храм падет и никогда не будет восстановлен. Своими действиями реставратор язычества планировал подорвать авторитет самого основателя этой религии. Отдав приказ начать строительство, Юлиан отбыл на войну с Персией.

Информация о том, что происходило в Иерусалиме в те месяцы, сохранилась в трудах церковных авторов (Сократ Схоластик, Созомен, Феодорит, Руфин), а также языческого историка Аммиана Марцеллина, современника Юлиана. Они сообщают, что иудеи приняли эту весть с ликованием и сами начали работы. Но строительству помешало странное событие, которое на сегодняшний день невозможно точно определить. Все источники сообщают о пламени, появившемся из-под основания и охватившем площадку, а также о землетрясении. Неизвестный природный катаклизм уничтожил плоды трудов строителей и замедлил работы, а гибель Юлиана в Персидском походе положила конец самому проекту.

Юлиан погиб в 363 г. в битве при Маранге, во время своего отступления из Месопотамии. Аммиан Марцеллин сообщает, что он был смертельно ранен ударом кавалерийского копья. Учитель императора Либаний в своей надгробной речи Юлиану воскликнул, что убил его не враг, а кто-то из своих. Немного позже, в середине V в., христианский историк Феодорит Кирский написал, что, умирая, Юлиан, осознавший свое поражение, обратился к Иисусу и воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!».

Тело Юлиана было перенесено в Константинополь и погребено по христианскому обычаю - в Храме Святых Апостолов, но без отпевания. Романтичная и трагичная жизнь Юлиана навсегда осталась в памяти современников и потомков. Его краткий, но наполненный событиями период правления выбивается из общей картины жизни Римской империи того времени. Проигравшие язычники прозвали его «Философом», победившие христиане – «Отступником». Но даже победители впоследствии признавали, что расколотой Церкви и забывшим истинное учение Христа церковным иерархам и мирянам, возможно, нужен был такой Отступник – общий враг, «Бич Божий», перед лицом которого христианский мир снова станет единым.