Сиенская школа живописи 14 и 15 веков. Часть 1. Дуччо ди Буонинсенья.

Предыдущая часть:

В небольшом музее Опера-дель-Дуомо в Сиене, среди прочих экспонатов, находится большой алтарь Сиенского собора.

Это потрясающая работа сиенца Дуччо ди Буонинсенья (родился ок. 1255-1260, умер ок. 1318-1319), разделенная сегодня на фрагменты (хранимых в разных музеях мира), неизменно привлекает зрителей своим величественным очарованием.

У подножия Пресвятой Богородицы, занимающей главное место алтаря, Дуччо поставил свою подпись со словами: “Пресвятая Богородица, дай Сиене мир и будь Ты жизнью для Дуччо, который нарисовал тебя такой”.

Маэста, между 1308–1311 гг., дерево, темпера, золото. Передняя панель.
Маэста, между 1308–1311 гг., дерево, темпера, золото. Передняя панель.
Оборот алтаря Маэста. Эта сторона панели включает в себя объединенные сцены из Жизни Богородицы и Жизни Христа, написанные на 43 небольших панно.
Оборот алтаря Маэста. Эта сторона панели включает в себя объединенные сцены из Жизни Богородицы и Жизни Христа, написанные на 43 небольших панно.

Потребность в мире, о которой умолял Дуччо для своей родины, не была лишней, так как в течение 13-14 веков итальянские города безжалостно уничтожали друг друга.

Сиена, ныне тихое местечко, чья мирная жизнь почти не меняется десятилетиями, в начале 14 века спорила с Флоренцией за гегемонию в Тоскане.

Победа сиенцев над флорентийцами в битве при Монтаперти (4 сентября 1260 года) позволила городу насладиться счастливым и мирным временем. Буржуа Сиены воспользовались этим периодом спокойствия, чтобы активизировать работы в главном соборе города, и наняли Дуччо, который уже был известным художником, для создания нового алтаря взамен старой Мадонны с большими глазами, чудесной покровительницы города.

В документе от 1308 года Дуччо обещал поработать над новой иконой за 50 дневных окладов. В этом документе также оговаривались штрафы и пени, чтобы заставить мастера в случае несоблюдения или задержек; потому что, похоже, великий сиенский художник не был человеком, столь проворным в выполнении своих обязанностей, насколько он был искусен в живописи. Известно, например, что в 1299 году он отказался присягнуть на верность капитану народа Сиены, и что в 1302 году он был оштрафован в связи с актами колдовства.

Рождество Христово.
Рождество Христово.
Искушение Христа на горе
Искушение Христа на горе

Дуччо работал над новым алтарем в течение двух лет; 11 июня 1311 года картина была перенесена из мастерской художника, расположенной в доме за городскими воротами, в собор на торжественном параде среди ликования всего города. Работа Дуччо оставалась в пресвитерии собора до 16 века, когда власти, недовольные простой красотой этого алтаря, заменили его богатым мраморным алтарем.

Благовещение
Благовещение

Этот алтарный образ Дуччо в настоящее время считается выдающимся произведением сиенской школы живописи. В центре изображена Дева Мария, сидящая на мраморном троне в окружении ангелов и святых, откуда и происходит ее традиционное народное название: la Maestà.

Её сопровождают: Святые Иоанн Богослов и Иоанн Креститель, апостолы Святые Петр и Павел, Святые Агнесса и Екатерина Александрийская, а также четыре Святых мученика Сиены: Сабин, Ансан, Кресцентий и Виктор.

Ангелы, которые на этой картине образуют группу из 20 фигур, демонстрируют удивительную грацию. Те, кто находится за троном Богородицы, кладут голову на руку, положенную на мрамор балдахина, как бы выглядывая из-за спины, чтобы тоже созерцать божественный образ Марии.

-6

У этого алтарного образа была и обратная сторона, чтобы алтарь был виден с обеих сторон; а поскольку деревянная панель, на которой он был написан, была достаточно толстой, алтарь в конце концов распилили. И сегодня в музее собора задняя часть алтаря представлена как отдельная картина.

Эта вторая часть алтаря Дуччо очень интересна, потому что она раскрывает стандарты византийской иконографии и то, как Дуччо изменил их, добавив выдающуюся “сиенскую” красоту. Она не имеет общей композиции с большими фигурами, как передняя часть, но она разделена прямыми линиями на квадраты, заполненные сценами Страстей.

Преображение. Эта панель с обратной стороны алтаря.
Преображение. Эта панель с обратной стороны алтаря.

Иконография этих изображений почти византийская, Дуччо сделал здесь не что иное, как повторил модели картин, прибывших с Востока, где в нескольких небольших отделениях были нарисованы новогодние праздники или календари с евангельскими изображениями.

Мастер из Сиены воспроизвел, например, те же пейзажи Голгофы или Гроба Господня, что и на этих византийских картинах; он также скопировал фигуры, причем складки их одежд были нарисованы золотыми линиями без использования светотени; группировки персонажей также были традиционными, используемыми в евангельских изображениях греческих кодексов или календарей византийского двора. Но в некоторых из этих сцен Дуччо добавил реалистичный фон и наделил все фигуры характером.

Исцеление слепого.
Исцеление слепого.

Известно еще несколько картин этого первого мастера Сиены; из городских записей мы знаем, что он писал там уже несколько лет, до того как стать знаменитым автором "Маэсты".

Так, например, ему приписывается картина "Дева с несколькими ангелами", которую Вазари и другие историки принимали за работу Чимабуэ. Контакт на неё Дуччо подписал весной 1285 года. Первоначально она хранилась во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла.

Позже Мадонну перенесут в капеллу Ручеллаи, поэтому сегодня её знают как “Мадонна Ручеллай”.

Мадонна Ручеллай. Пространственная сложность (композиция), эмоциональность (выражение лица ангела), интимность (Мадонна смотрит прямо на зрителя) и изысканный выбор цветов Мадонны Ручеллаи были беспрецедентны в итальянском искусстве того времени.
Мадонна Ручеллай. Пространственная сложность (композиция), эмоциональность (выражение лица ангела), интимность (Мадонна смотрит прямо на зрителя) и изысканный выбор цветов Мадонны Ручеллаи были беспрецедентны в итальянском искусстве того времени.

В этой картине художник не демонстрирует такой подчеркнутой индивидуальности, и понятно, что, наблюдая за общей византийской моделью сидящей Девы, которой пытались подражать Чимабуэ и Дуччо, работы Чимабуэ позже можно было спутать с работами Дуччо. Но нежный и прозрачный цвет “Мадонны Ручеллаи” и, прежде всего, изысканное декоративное движение волнистого края ее мантии были абсолютно чужды стилю Чимабуэ и очень характерны для Дуччо и для сиенцев в целом.

Мадонна в расщелине, Дуччо ди Буонинсенья, ок. 1283-1284. Считается одной из первых работ Дуччо.
Мадонна в расщелине, Дуччо ди Буонинсенья, ок. 1283-1284. Считается одной из первых работ Дуччо.

Продолжение:

Живописные историиЧто скрывают от нас картины? Давайте узнаем. Все о картинах, художниках и живописи в целом.
1,7K подписчиков