Найти тему
НУАР-NOIR

Мульт-сумрак на тему мрачной классики

-2

Проект «Необычные сказки» (2013) является мультипликационной антологией, посвященной наследию провозвестника нуара, гению пугающего рассказа Эдгара Аллана По. Мы уже делали несколько публикаций на эту тему, включая рассказ о картине «Ворон» и общий обзор кинолент, в которых По появлялся как персонаж. Хотя указанный фильм находится несколько «на обочине».

Начнем с того, что в нём вовсе не пять, а шесть историй, так как обрамление «пяти рассказов» становится самостоятельным сюжетом, в коем дух покойного поэта, обращенного в «чёрную птицу», пытается полемизировать с самой Смертью.

В итоге предложенный спор как бы выводит на главную и сквозную тему фильма, а именно, смерть - это в первую очередь трансформация восприятия. Это подчеркивается разными мультипликационными техниками, ведь у каждого из участников-режиссеров, собственная перцепция наследия По.

Очень важной кажется связь Смерти и слуха. Это мы может обнаружить в «Падении дома Ашеров», однако ярче всего показано в новелле «Сердце-обличитель». В обоих случаях один из персонажей как бы слышит звуки с того света. Хотя сердце является более глубоким символом, на уровне метафоры противопоставленным глазу, который якобы подтолкнул главного героя к свершению страшного преступления.

Нельзя не отметить, что «Сердце-обличитель» создано методом ротоскопирования, что роднит именно эту новеллу, с такими известными фильмами как «Город грехов» (2005) и «Ренессанс» (2006).

«Колодец и маятник» (опять же два глубоких мистических символа) более реалистичен и создан как 3D-анимация, что напоминает обыкновенную киноленту, но с весьма концентрированным мрачным сюжетом, дающим ощущение обреченности. И опять важным является слух, так как заключенный в тюрьму инквизиции персонаж фактически лишен возможности видеть.

Слух, точнее говоря возможность разбирать слова, является центральной темой новеллы «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром». В данном случае невольно читаются отсылки к сюжету о «разговоре с мумией», так как пребывающее за пределами жизни тело способно произносить некоторые слова. Опять же очень значимо, что новелла создана в стилистике, напоминающей старые комиксы.

«Красная маска смерти» смерти фактически лишена закадрового рассказа, что мы можем наблюдать во всех прочих новеллах. В этой связи весьма интересно, что текст для «Сердца-обличителя» был зачитан некогда Бела Лугоши. Эту запись «очистили», а потому возникает ощущение, что символ классического ретро-хоррора специально «пришел с того света», дабы принять участие в «Необычных сказках».

«Красная маска» наиболее живописна, и напоминает по технике исполнения анимационную акварель. И опять существенным является звук, значение которого подчеркивается фактически единственной фразой в этой новелле, которую принц бросает незнакомцу в «красном карнавальном костюме».

Надо отметить, что в Средние Века «злым колором» считался не черный, а именно красный цвет. Поэтому в данном случае есть полное соответствие теме Смерти. Хотя именно в указанном проекте чувствуется социальный, почти что революционный подтекст. «Красная маска» карает участников «пира во время чумы».