Расстройство аутистического спектра относится к самым распространённым ментальным и психическим нарушениям у детей.
По словам психолога благотворительного фонда «Гольфстрим» Ольги Авдеевой, дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с РАС, могут обучаться в общеобразовательных школах по месту жительства, а дети, у которых отсутствуют тяжелые множественные нарушения развития, могут учиться в общих классах.
Специалист фонда поделилась несколькими правилами, которые помогут легче и эффективнее выстраивать общение с ребёнком с расстройством аутистического спектра:
· Используйте декларативный язык. Декларативные утверждения позволяют вам поделиться тем, что вы чувствуете или хотите, но не требуют от вашего ребёнка вербального ответа. Примеры: «Я такая голодная», «Мне совсем не весело», «Интересно, пойдет ли сегодня снег?»
· Приглашайте ребёнка делать что-то вместе с вами: «Давай пойдем на площадку».
· Описывайте действия (вместо инструкций): «Мы наденем наши ботинки».
· Прежде чем обращаться к ребёнку, встаньте в непосредственной близости от него. Будьте на уровне его глаз (наклонитесь, присядьте, подсадите ребёнка повыше), не дальше, чем на расстоянии вытянутой руки.
· Дети с РАС могут отличаться хорошими навыками в одной области, но иметь задержку в других областях. Ребёнку может быть очень трудно бросить или даже подкатить мяч, но он может с удовольствием прыгать на гимнастическом мяче.
· Делайте вместе простые, короткие и привычные занятия.
· Не настаивайте на контакте глазами с помощью таких команд, как «Посмотри не меня». Прямой взгляд в глаза может быть дискомфортным.
· Сопровождайте речь невербальной и альтернативной коммуникацией. Многим детям с РАС трудно воспринимать устною речь других людей, их могут постоянно отвлекать другие стимулы из окружающего мира.
· Не просто говорите — используйте все свое тело, включая мимику, движения руками и ногами.
· Сопровождайте свою речь фотографиями и рисунками, которые отражают то, о чем вы говорите.
· Не перегружайте ребёнка слишком длинными фразами. Упрощайте свою речь.
· Если ребёнок лежит на полу и кричит в истерике, не пытайтесь убедить его встать и замолчать. Отвлеките его с помощью тактильного предмета, его любимой вещи. И снизьте сенсорные раздражители – приглушите свет и звук.
Если вам было интересно, подпишитесь на наш Дзен-канал или следите за новостями на сайте Фонда и в телеграм-канале БФ «Гольфстрим». Будем рады, если оставите для нас комментарий, нам важно ваше мнение. Ждём среди наших подписчиков!