В начале года легковые автомобили в России сильно подорожали: сказался и скачок курса доллара, и дефицит машин, и общая неопределённость, и, конечно, жажда наживы автодилеров. Минимальная рекомендованная розничная цена на Lada Vesta увеличилась сразу на 30% к концу марта, Kia Rio – на 22,7%. Цены на седаны В-класса перевалили за миллион. Выясняем, что происходит на рынке новых и бывших в употреблении машин сейчас.
Новые автомобили
По подсчетам агентства «Автостат», в 1 полугодии 2022 года россияне потратили на новые автомобили 775,8 миллиарда рублей. Это вдвое меньше, чем в январе – июне прошлого года. В топ-10 марок вошли Kia, Hyundai, LADA, Toyota, BMW, Mercedes, Renault, Nissan, Volkswagen и Haval. Если считать не в деньгах, а в штуках, то за первые полгода куплено 52,1 тысяч машин, и это на 56% меньше по сравнению с тем же периодом 2021 года. Каждая третья проданная машина относится к В-классу, каждая вторая – кроссовер.
Позитивными драйверами рынка стали ажиотажный спрос, опасения, что многие бренды в ближайшее время исчезнут с российского рынка, и коррекция цен во втором квартале. И хотя сейчас большинство марок стараются удерживать рекомендованные цены, в августе британский премиум-бренд MINI поднял ценник на весь модельный ряд, а «АВТОВАЗ» повысил цены на две модели седана LADA Granta.
Эксперты считают, что цены на новые автомобили могут вернуться к уровню начала года до конца 2022. У аналитиков есть такой показатель – средняя стоимость новой машины. Так вот, до 24 февраля эта цифра составляла 2,09 миллиона рублей. Условно говоря, это стоимость хорошей комплектации В-класса или «пустой» машины С-класса с учетом дилерских накруток.
Нюанс в том, что ожидаемое снижение цен произойдет не только и не столько из-за реальной коррекции прайсов, сколько из-за замены европейских брендов китайскими. Они заполнят рынок и снизят усредненный ценник. Плюс понизят показатель так называемые упрощенные версии LADA, которые начали выпускать по второй половине года.
Одним словом, вероятно, к концу года можно будет купить бюджетный российский или китайский автомобиль приблизительно за 1,2 – 1,5 миллиона рублей.
Вторичный рынок
Не так давно в автоновостях была информация о том, что на вторичном авторынке машины тоже дешевеют. Однако попытка приобрести более или менее исправный автомобиль среднего уровня показывает: цены упали лишь в категории дорогих авто, внизу рынка нет никакого обвала и даже умеренной корректировки.
Судя по объявлениям на «Авито», 100 – 120 тысяч рублей – минимальная сумма, за которую можно приобрести «вечную классику». Объективно для того, чтобы купить возрастную иномарку или отечественную машину в хорошем состоянии нужно не менее 500 000 рублей. Эти ставки гораздо выше, чем год назад.
Рост цен подтверждают и аналитики: теория и практика совпадают. И хотя в мае был небольшой провал, в целом удорожание за полгода можно назвать стремительным.
По данным того же «Автостата», среди отечественных самым популярным автомобилем на вторичном рынке остается LADA Samara, вазовская «классика», «Приора», автомобили «десятого» семейства и LADA Granta. Самой популярной иномаркой на вторичном рынке сейчас является Hyundai Solaris, за ним идет Ford Focus всех поколений суммарно, Kia Rio, Toyota Corolla и Toyota Camry.
Покупая автомобиль сейчас, как никогда важно оценивать не только его цену, но и стоимость владения. Цены на запчасти, расходники и ТО у дилеров выросли в разы, качество комплектующих – наоборот. Многие автовладельцы отмечают, что стали более тщательно следить за состоянием своей машины, проводить профилактику, чтобы снизить риск ремонта. Как это сделать? Спросите у экспертов LAVR в наших соцсетях: ВКонтакте, YouTube, Drive2 и Telegram. А если вы уже в курсе - покупайте автохимию по самым выгодным ценам в официальном магазине бренда на OZON.