Найти тему

Летописец провинциальных детских приключений Эдуард Веркин

Читая очередную книгу Эдуарда Веркина о подростках, я порой ощущаю что-то вроде лёгкого раздражения. Все его произведения о тинейджерах, на первый взгляд, кажутся какими-то одинаковыми. Веркин обычно ведёт рассказ от лица одного из своих юных героев, деятельного мальчишки лет четырнадцати. Читатель узнаёт, что думает о событиях только этот мальчик, видит происходящее только его глазами. Остальные персонажи раскрываются лишь через их действия и поступки, зафиксированные, осмысленные и оцененные героем-рассказчиком. Только рассказчик или транслируемые автором знания и чувства рассказчика являются источником информации для читателя. Именно такая литературная диспозиция представлена в повестях Веркина «Кусатель ворон», «Друг-апрель», «Пепел Анны», «Звездолёт с перебитым крылом», «ЧЯП», «Мертвец» и других. Но ведь герой вполне может ошибаться и вводить читателя в заблуждение, обманывая не с умыслом, а по собственному искреннему неведению или непониманию в силу возраста. То есть, Эдуард Веркин применяет испытанный творческий приём, который называется «ненадёжный рассказчик», позволяющий автору делать ход событий непредсказуемым и «переворачивать» понимание произведения, когда писателю это нужно.

На снимке есть и корешок романа Эдуарда Веркина "Остров Сахалин". Но мой материал не про эту книгу). Я немножко писал о ней здесь: https://lartis.livejournal.com/1193215.html
На снимке есть и корешок романа Эдуарда Веркина "Остров Сахалин". Но мой материал не про эту книгу). Я немножко писал о ней здесь: https://lartis.livejournal.com/1193215.html

Тем не менее, некоторый дискомфорт от кажущейся «одинаковости» ряда подростковых вещей Веркина не мешает мне снова и снова открывать его книги. Попробую сам себе этот феномен объяснить.

Во-первых, прозу этого писателя нельзя однозначно отнести к категории young adult. Отнести-то можно (и относят, конечно), но «юношеская» проза Эдуарда Веркина любопытна и взрослым. Кстати, взрослые люди наверняка почерпнут из неё больше, чем дети. Лишь с возрастом можно по-настоящему понять и оценить её многослойность, аллюзийность и неоднозначность. Описывая будничную действительность, Веркин, как никто, владеет умением неожиданно срывать с неё завесу унылой повседневности, выводить читателя на широкие обобщения, открывать новые смыслы, не всегда радостные…

Книги Эдуарда Веркина из серии "Современная проза для подростков" издательства "Эксмо".
Книги Эдуарда Веркина из серии "Современная проза для подростков" издательства "Эксмо".

Во-вторых, «одинаковость» повестей Веркина лишь кажущаяся, в каждой из них с присущей только этому автору своеобычностью исследуются самые разные проблемы.

К тому же, вещи Веркина могут жанрово относиться как к сугубо реалистическому, так и к мистико-фантастическому диапазону. Наверное, просто не нужно поглощать много Веркина (а он, надо сказать, плодовит))) подряд, надо его чем-нибудь перемежать.

Триллеры Эдуарда Веркина для подростков (издательство "Эксмо").
Триллеры Эдуарда Веркина для подростков (издательство "Эксмо").

В-третьих, Веркин традиционно пишет о жизни и проблемах обитателей небольших провинциальных городков и посёлков. Поскольку я сам вырос в таком месте, могу заверить, что писатель весьма достоверно и адекватно рисует провинциальное существование, вроде бы скучное и неинтересное, но как раз у подростков оно может быть чрезвычайно насыщенным. Во всяком случае, юные герои Веркина скучать себе не дают, всегда находят какое-нибудь весёлое, странное и захватывающее занятие. Читать об этом занятно.

В-четвёртых, проза Веркина о «периферийных» подростках благодаря некоей своей немножко искусственной, но вполне гармоничной вневременности обретает качества «вечной». Например, я был подростком полвека назад, а Веркин пишет о тинейджерах из времён, значительно более близких к сегодняшним, тем не менее, читаешь – словно о себе! Это привлекает.

Эдуард Веркин. Осеннее солнце. – М.: Волчок, 2021. – (Избранное Волчка).
Эдуард Веркин. Осеннее солнце. – М.: Волчок, 2021. – (Избранное Волчка).

В заключение – немножко о вышедшей в 2021 году в издательстве «Волчок» отдельным книжным изданием повести Эдуарда Веркина «Осеннее солнце», которая продолжает успешно разрабатываемую писателем неиссякаемую тему взаимотношений тинейджеров с миром и друг с другом. Кстати, с этой повестью Веркин в 2019 году занял первое место во всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру».

Четырнадцатилетние девчонки отличница-толстушка Дрондина и худая динноногая троечница Шнырова живут со своим одноклассником Иваном (от его лица ведётся рассказ) в деревне Туманный Лог. Даже не деревне, а в том, что от неё осталось: три обитаемых дома. Позади восьмой класс, а впереди – целое лето и неизвестность, связанная с тем, что деревня умирает, её обитатели разъезжаются. Рано или поздно придётся покинуть родные места и героям повести, а пока враждующие девицы «делят» между собой внимание Вани, который старается не обидеть ни одну, ни другую «конурентку» и постоянно выдумывает себе и девочкам интересные занятия. Выдумывает, конечно, автор. Веркин – непревзойдённый выдумщик и летописец провинциальных приключений. Эта книга – о подростках, которые сами себя занимают во время каникул. О них, и о щемящей печали по уходящей деревенской натуре, вместе с которой мы теряем нечто очень важное и словами необъяснимое.

© Владимир Ларионов

#веркин #отзывы ВЛ #современная литература #отечественная фантастика

Дорогие читатели, не забывайте ставить лайки!

Я писал на Дзене о книгах Эдуарда Веркина:

Эдуард Веркин. Звездолёт с перебитым крылом.

Эдуард Веркин. Кусатель ворон.

Эдуард Веркин. Мертвец.

Эдуард Веркин. Пепел Анны.

Эдуард Веркин. Друг-апрель