Читая очередную книгу Эдуарда Веркина о подростках, я порой ощущаю что-то вроде лёгкого раздражения. Все его произведения о тинейджерах, на первый взгляд, кажутся какими-то одинаковыми. Веркин обычно ведёт рассказ от лица одного из своих юных героев, деятельного мальчишки лет четырнадцати. Читатель узнаёт, что думает о событиях только этот мальчик, видит происходящее только его глазами. Остальные персонажи раскрываются лишь через их действия и поступки, зафиксированные, осмысленные и оцененные героем-рассказчиком. Только рассказчик или транслируемые автором знания и чувства рассказчика являются источником информации для читателя. Именно такая литературная диспозиция представлена в повестях Веркина «Кусатель ворон», «Друг-апрель», «Пепел Анны», «Звездолёт с перебитым крылом», «ЧЯП», «Мертвец» и других. Но ведь герой вполне может ошибаться и вводить читателя в заблуждение, обманывая не с умыслом, а по собственному искреннему неведению или непониманию в силу возраста. То есть, Эдуард Веркин применяет испытанный творческий приём, который называется «ненадёжный рассказчик», позволяющий автору делать ход событий непредсказуемым и «переворачивать» понимание произведения, когда писателю это нужно.
Тем не менее, некоторый дискомфорт от кажущейся «одинаковости» ряда подростковых вещей Веркина не мешает мне снова и снова открывать его книги. Попробую сам себе этот феномен объяснить.
Во-первых, прозу этого писателя нельзя однозначно отнести к категории young adult. Отнести-то можно (и относят, конечно), но «юношеская» проза Эдуарда Веркина любопытна и взрослым. Кстати, взрослые люди наверняка почерпнут из неё больше, чем дети. Лишь с возрастом можно по-настоящему понять и оценить её многослойность, аллюзийность и неоднозначность. Описывая будничную действительность, Веркин, как никто, владеет умением неожиданно срывать с неё завесу унылой повседневности, выводить читателя на широкие обобщения, открывать новые смыслы, не всегда радостные…
Во-вторых, «одинаковость» повестей Веркина лишь кажущаяся, в каждой из них с присущей только этому автору своеобычностью исследуются самые разные проблемы.
К тому же, вещи Веркина могут жанрово относиться как к сугубо реалистическому, так и к мистико-фантастическому диапазону. Наверное, просто не нужно поглощать много Веркина (а он, надо сказать, плодовит))) подряд, надо его чем-нибудь перемежать.
В-третьих, Веркин традиционно пишет о жизни и проблемах обитателей небольших провинциальных городков и посёлков. Поскольку я сам вырос в таком месте, могу заверить, что писатель весьма достоверно и адекватно рисует провинциальное существование, вроде бы скучное и неинтересное, но как раз у подростков оно может быть чрезвычайно насыщенным. Во всяком случае, юные герои Веркина скучать себе не дают, всегда находят какое-нибудь весёлое, странное и захватывающее занятие. Читать об этом занятно.
В-четвёртых, проза Веркина о «периферийных» подростках благодаря некоей своей немножко искусственной, но вполне гармоничной вневременности обретает качества «вечной». Например, я был подростком полвека назад, а Веркин пишет о тинейджерах из времён, значительно более близких к сегодняшним, тем не менее, читаешь – словно о себе! Это привлекает.
В заключение – немножко о вышедшей в 2021 году в издательстве «Волчок» отдельным книжным изданием повести Эдуарда Веркина «Осеннее солнце», которая продолжает успешно разрабатываемую писателем неиссякаемую тему взаимотношений тинейджеров с миром и друг с другом. Кстати, с этой повестью Веркин в 2019 году занял первое место во всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру».
Четырнадцатилетние девчонки отличница-толстушка Дрондина и худая динноногая троечница Шнырова живут со своим одноклассником Иваном (от его лица ведётся рассказ) в деревне Туманный Лог. Даже не деревне, а в том, что от неё осталось: три обитаемых дома. Позади восьмой класс, а впереди – целое лето и неизвестность, связанная с тем, что деревня умирает, её обитатели разъезжаются. Рано или поздно придётся покинуть родные места и героям повести, а пока враждующие девицы «делят» между собой внимание Вани, который старается не обидеть ни одну, ни другую «конурентку» и постоянно выдумывает себе и девочкам интересные занятия. Выдумывает, конечно, автор. Веркин – непревзойдённый выдумщик и летописец провинциальных приключений. Эта книга – о подростках, которые сами себя занимают во время каникул. О них, и о щемящей печали по уходящей деревенской натуре, вместе с которой мы теряем нечто очень важное и словами необъяснимое.
© Владимир Ларионов
#веркин #отзывы ВЛ #современная литература #отечественная фантастика
Дорогие читатели, не забывайте ставить лайки!
Я писал на Дзене о книгах Эдуарда Веркина:
Эдуард Веркин. Звездолёт с перебитым крылом.
Эдуард Веркин. Кусатель ворон.
Эдуард Веркин. Мертвец.