Соскучились ли вы по удаленной работе? Нет? А многие российские сотрудники – да. По результатам опроса, каждый пятый подчиненный спит и видит, как наконец покинет стены офиса и отправится работать из дома. Более того, ради смены формата труда специалисты даже готовы пойти на понижение зарплаты:
- 20% россиян с легкостью пожертвовали бы 5% от своего оклада. По их мнению, это компенсируется за счет удобного графика работы, экономией денежных средств (не нужно платить за транспорт до офиса и бизнес-ланчи);
- 10% опрошенных ради удаленки готовы отказаться от 10% заработной платы;
- 2% участников опроса не жалко было бы отдать и 15%.
О чем это говорит? О том, что при любой удобной возможности доля сотрудников все-таки отправится работать из дома. В первую очередь это относится к компаниям с гибким графиком. Вторым весомым аргументом может стать вынужденная «дислокация» по всем знакомым нам причинам, но в этом случае доля «удаленщиков» станет значительно выше.
А как многим руководителям известно, управлять подчиненными на расстоянии – не самая простая задача. Контролировать эффективность команды – еще сложнее: рабочие процессы должны быть максимально прозрачными. Как же сделать так, чтобы удаленка не нанесла вреда бизнесу? Существует много методов, назовем основные.
Ставьте конкретные задачи
Львиная доля эффективного управления удаленной командой заключается в том, чтобы ваши сотрудники точно знали, чего вы от них ждете: объем работы (на день, неделю, месяц), дедлайны, приоритеты и прочее, чтобы они могли самостоятельно распределять свое время, планировать и следовать намеченному. Назначайте время «Х», когда вы вместе с подчиненными будете обсуждать промежуточные итоги, обозначать дальнейшие цели, прорабатывать проблемные вопросы.
Регулярно общайтесь с командой
Независимо от того, трудятся ли ваши сотрудники удаленно частично или полностью, очень важно проводить регулярные групповые онлайн-встречи. Это помогает сотрудникам сблизиться, укрепить командный дух, наладить коммуникации именно в удаленном формате. Кроме того, подобные мероприятия дают удаленщикам возможность поделиться своими идеями и исключить недопонимание относительно деталей проектов, сроков и ожиданий друг от друга.
Но и не забывайте о «Zoom-усталости» – так называемом выгорании, связанным с чрезмерным количеством видеоконференций. Используйте и альтернативные методы связи (электронная почта, любые мессенджеры, телефонные звонки).
Исключите микроменеджмент
Помимо экономии средств и времени, привлекательным в удаленке сотрудники видят свою автономность. Но когда ваши подчиненные вне поле зрения, может закрадываться мысль, что они не работают. Данная фобия может быстро перерасти в микроуправление, когда руководители буквально заваливают удаленщиков звонками, сообщениями и постоянно запрашивают отчеты о проделанной работе. Это стресс для сотрудников, они начинают чувствовать, что им не доверяют. Вместо этого сосредоточьтесь на результатах и целях, а не на возможной «имитации» активности сотрудников.
В то же время важно, чтобы удаленщики не «злоупотребляли» своей самостоятельностью, тратя время впустую и подолгу игнорируя рабочие задачи. Некоторые сотрудники могут быть недостаточно «самодисциплинированы», и очень важно быстро распознать признаки такого поведения, прежде чем оно повлияет на общую производительность команды.
Используйте ИТ-решения
К нужным программным инструментам для управления удаленной рабочей относятся приложения для совместной работы в команде и планирования (Kaiten), средства общения путем переписки в мессенджерах (Яндекс.Мессенджер.), ПО для видеоконференций – Zoom, общее хранилище файлов и документов – Яндекс.Диск и Облако Mail.Ru.
Одним из самых важных и полезных инструментов при управлении удаленной командой является система для мониторинга рабочего времени. Приведем в пример одного из лидеров рынка программ данного класса – CrocoTime. Кроме учета времени, программа помогает делать рабочие процессы прозрачными:
- система предоставляет общую картину того, насколько сотрудники продуктивны, показывает, сколько времени они тратят на выполнение тех или иных задач в зависимости от их количества и трудности;
- программа фиксирует применяемые в работе ресурсы (приложения, сайты), подразделяя их на полезные и отвлекающие;
- CrocoTime отмечает паузы в работе (вынужденные и невынужденные). Система имеет интеграцию с онлайн-календарями, IP-телефонией, pos-терминалами/турникетами. Время, потраченное на встречи и созвоны с клиентами, планерки и внутренние коммуникации в команде, будет учитываться как продуктивное.
И не забывайте о мотивации своих сотрудников в период удаленки. Она влияние на удовлетворенность и продуктивность подчиненных.