Необходимость проверить исправность наконечников рулевых тяг возникает при появлении хорошо ощутимого стука в передней подвеске (со стороны одного или двух колес) при трогании с места, движении на небольшой скорости по бездорожью и проезде неровностей. А так же скрипов при работе подвески и вращении руля.
Определить сразу, что именно застучало или заскрипело - наконечник, шаровая, стойки стабилизатора, не прикрученное колесо или что-то еще не всегда и не у всех получается. Поэтому, лучше всего, в первую очередь провести проверку двумя относительно простыми способами наконечников рулевых тяг (рулевых наконечников). А уже после, если возникнет необходимость, проверять остальные детали подвески и ходовой.
Проведем такую проверку на примере наконечников рулевых тяг рулевого управления автомобиля ВАЗ 21093. Так как конструкция его деталей подвеске аналогична конструкции таких же деталей других переднеприводных автомобилей ВАЗ и не только.
Цель проверки - установить наличие люфта в шарнирном соединении наконечника (у исправного люфта быть не должно) и определить наличие подклинивания пальца наконечника в его корпусе. Это две основные неисправности наконечников приводящие к скрипам и стукам.
1. Первый способ проверки рулевых наконечников - проверяем люфт в шарнире.
- Устанавливаем автомобиль на ровную площадку или смотровую яму, поднимаем ручник, включаем передачу, под колеса устанавливаем упоры.
- Поддомкрачиваем одно из передних колес.
- Помощник, взявшись руками за край колеса, раскачивает его в горизонтальной плоскости.
При этом он энергично, поочередно, несколько раз резко дергает заднюю часть колеса на себя, переднюю от себя и наоборот. В это время накладываем свою руку на корпус наконечника и бобышку рычага поворотного кулака и оцениваем их взаимное перемещение. Если имеется люфт – наконечник подлежит замене.
Так же стоит добавить, что в отсутствие помощника раскачивать колесо с целью выявления люфта в шарнире наконечника можно самостоятельно без наложения руки на наконечник. При горизонтальном воздействии люфт и стуки в наконечнике будут отдаваться на колесе.
2. Второй способ - проверка подклинивания пальца наконечника в корпусе.
Взявшись рукой за наконечник, прикладываем к нему усилие снизу вверх, резко и несколько раз перемещая корпус наконечника вдоль оси его пальца. Перемещение корпуса на 1-2 мм свидетельствует о том, что палец не подклинивает в корпусе и перемещается, сжимая находящуюся внутри пружину. В противном случае наконечник рулевой тяги считается неисправным и так же подлежит замене.
Следует отметить, что визуально обнаруженное повреждение чехла рулевого наконечника всегда должно служить поводом к проведению описанных выше проверок.
Особенности замены наконечников рулевых тяг рулевого управления автомобиля ВАЗ 21093 смотри на нашем сайте в статье "Замена наконечников рулевых тяг автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099".
Примечания и дополнения
- Наконечник рулевой тяги автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 представляет собой шаровый шарнир. Палец наконечника выполнен в виде сферы с одной стороны и резьбовой части с другой. Сфера завальцована в корпус наконечника. В корпусе имеется пластиковый вкладыш поджатый пружиной к сфере. Шарнир загерметизирован пластичной смазкой и закрыт сверху пыльником. При разрушении вкладыша внутри шарнира появляется люфт, который при появлении нагрузки на наконечник вызывает стук.
- Срок службы наконечников рулевых тяг на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 до 20 тыс км пробега (в зависимости от качества детали и условий эксплуатации).
- Для поддержания наконечников в рабочем состоянии как можно дольше рекомендуется при установке новых деталей дополнительно закладывать немного смазки в пыльник и постоянно проверять состояние пыльников.
Что можно почитать еще по ремонту и обслуживанию автомобилей с пробегом на нашем канале? Вот несколько статей.
- О том как быстро и без осложнений заменить задние тормозные колодке на автомобиле ВАЗ 2109
- Почему и куда пропадает давление в топливной рампе двигателя автомобиля?
- Схема подключения обогрева передних сидений на автомобилях ВАЗ 2113, 2114, 2115