Благодаря всем известной мировой напасти, опять вернулся интерес к китайским традиционным оздоровительным практикам. Занятно, что и китайский Минздрав поддерживает этот интерес, однако по китайским источникам в списке рекомендованных при новой напасти пока вижу лишь бадуаньцзин*.
Но, так как у нас сейчас идут занятия по #даоинь, постараемся ответить на ряд постоянно задаваемых вопросов. Ибо существует устойчивое мнение об удивительной древности данного метода, но тут не всё так просто. Наибольший пик письменных источников по даоинь приходится на вполне определенный период.
Период Минского Китая (1368–1644) изобилует публикациями и иллюстрациями к книгам по медицине и поддержанию здоровья. В случае гимнастики даоинь количество таких иллюстрированных изданий быстро увеличивается, особенно в течение шестнадцатого и семнадцатого веков.
Различные практики даоинь (вероятно, той поры) массово отображены как в монографиях яншэнсюэ, так и в семейных трактатах.
Некоторые считают, что обилие таких иллюстрированных изданий связано с жесткой конкуренцией в издательской индустрии и книжном бизнесе династии Мин. Однако такие иллюстрированные руководства означают не только коммерциализацию знаний яншэнсюэ, а скорее популярность подобных техник в данную эпоху, а рисунки делают инструкции более понятными. Кроме того, в ту эпоху стали очень популярны различные стихи, песни и изречения о яншэнсюэ. Эти мнемонические техники помогали занимающимся структурировать свои знания о яншэнсюэ в легко запоминающиеся формы. Такие техники также указывают на сильное влияние устной передачи оздоровительных техник в народной среде. Интересно, что в ту эпоху появляются два самых нетипичных для прежнего Китая явления:
- визуализация (вероятно заимствованная из практик Индии и Тибета);
- заимствовании (по сути, активное присвоение изображений и техник у конкурентов).
Простой анализ сохранившихся текстов по даоинь показывает, что трактаты данной эпохи содержат больше иллюстраций, чем когда-либо ранее. Однако не все инструкции Минской поры сопровождаются иллюстрациями. С другой стороны, эти руководства по яншэн часто обобщают основную идею в форме стихов, песен и кратких изречений. И такая вербализация техник, таким образом, предполагает, что эти оздоровительные упражнения были нацелены на грамотных и полуграмотных читателей, которые, в свою очередь, полагались на эти мнемонические приемы для приобретения знаний об оздоровительных системах.
Но нам важно, что иллюстрированные справочники по оздоровительным системам эпохи Мин в основном посвящены теме именно даоинь.
И тут возникает важный терминологический вопрос:
что считать практикой даоинь?
Итак, большинство иллюстрированных изданий той поры посвящены терапевтическому действию упражнений даоинь. И в Минском Китае самые популярные тогда упражнения были такие:
- уциньси (五禽戏 wǔqínxì), подражание движениям тигра, оленя, медведя, обезьяны, аиста (птицы);
- бадуаньцзинь (八段錦 bāduànjǐn), он же «восемь кусков парчи»;
- 24 сидячих метода работы с ци (二十四氣坐功法 Èrshísì qì zuò gōng fǎ), и только этот формально соответствует определению даоинь.
В народных преданиях изобретение «Игр Пяти животных» часто приписывают врачу Хуа То.
Считается, что он мог передать эти упражнения своему ученику У Пу, передавшему затем этот метод в народ.
Однако подобные упражнения можно проследить до ранних философских
текстов типа "Чжуанцзы", что подтверждается рисунками из гробницы Мавандуй в современной провинции Хунань.
Однако первое описание метода появляется в тексте " Записи природных данных, продлевающих жизнь" (養性延命錄 yǎngxìn gyánmìng lù). Считается, что эта работа была опубликована Тао Хунцзином после
сокращения, удаления сложного и обобщения названий глав.
После знакомства со знаменитой работой Гэ Хуна, Тао путешествовал по всей стране, общаясь с практиками и собирая трактаты. Во время своего периода уединения в Маошань, он и создал фундаментальный обобщающий трактат, который является важным писанием даосской школы Шанцин.
Однако, это всё - лирика, а нормальные описания "Игр пяти животных" появляются лишь в шестнадцатом веке:
- "Полное постижение здравоохранения" (衛生真訣 wèishēng zhēnjué), приписываемая Ло Хунсяню (羅洪先 Luo Hongxian, 1504 – 1564),
- "Костный мозг красного феникса" (赤鳳髓 chì fèng suǐ) изданная в 1578 Чжоу Люцзином ( 周履靖Zhou Lüjing),
- "Книга о пилюле счастья и долголетия" (福壽丹書 Fú shòu dān shū).
Этот третий текст знаменит своим предисловием:
Счастья не стяжаешь, и долголетия не стяжаешь ...
Как же небо скупо на людей, а люди скупы на слушание.
Тот, кто беден и подавлен, не получит благословения. Те, кто богат , почетен и достоин уважения и наслаждается великими делами, тоже не смогут получить полных благословений. У тех, кто усерден в путешествиях, определенно нет причин жить долго. И те, кто живет в мире и спокойствии, но хочет получить пользу от наживы, не смогут продлить жизнь.
Редко люди видят суть этого благословения и долголетия, и малочисленны те, кто умеет беречь благословения и беречь долголетие.
Ну и далее, о чем мы говорили в этой статье:
Нет намерения причинить вред другим - это значит культивировать добродетель.
Нет мысли о личных интересах - это значит брать мало.
И есть требование преднамеренно душить желание, не предаваясь любви. Должна предшествовать питающая ци, которая является причиной эликсира счастья и долголетия.
А засим редакция отправляется жарить бараньи ребра и желает все хороших выходных!
Дм. Моисеев, где-то на Карельском перешейке....
_____
Примечания
*В конце 1970-х оздоровительный комплекс бадуаньцзин постепенно начинают внедрять в образовательную систему в качестве ЛФК. 28 июня 1982 года Министерство здравоохранения, Министерство образования и Национальная спортивная комиссия Китайской Народной Республики выпустили уведомление о включении в состав , что будет одним из предметов «Курсов здоровья и физического воспитания», продвигаемых в медицинских университетах страны некоторых традиционных систем, такие как [вэнь] бадуаньцзинь, усиньци и другие. Итого всего десять оздоровительных систем. Список мы приводили уже не раз. После периода «лихорадки цигун», государство усиливает контроль над этим видом деятельности и 1996 происходит официальное разделение на «оздоровительный цигун» и «лечебный цигун», а в 2003 году Главное управление спорта Китая стало продвигать "реорганизованный бадуаньцзинь" и «реорганизованную систему Уциньси» в качестве основного «оздоровительного цигун» по всей стране.