“Не в порядке” - фильм режиссёра и сценариста Куинн Шепард (Quinn Shephard). Ей всего 28 лет, она помимо постановки и сценарного мастерства, ещё актриса, продюсер и монтажёр.
Она сделала историю о противостоянии бумеров и зумеров, о цифровом мире с его впечатляющими возможностями, когда без отсылок в разговоре трудно помыслить.
В чём завязка в фильме “Не в порядке”
Данни Сандерс грустно. Она проснулась с желанием привлечь к себе внимание. Она написала статью “Почему мне грустно?” Ей хотелось из фоторедактора в журнале Depravity, где она работает, продвинуться по службе в авторы текстов. Начальница отклонила её предложение, решительно заявив, что она не писатель, а всё же фоторедактор. В споре они затронули террористический акт 11 сентября, что дало понять направление сюжета всего фильма в дальнейшем. Данни сразу показала себя фразой: “Я пропустила 9/11, потому что была в круизе с родителями”. И добавила, что везде хорошо живётся, если легко купить хорошую матча, а опенспейс в офисе заглушает её внутренний голос. В первые десять минут Данни вовсе не вызывает симпатии. Первые десять минут фильма убеждают в том, что предупреждающая надпись в начале была правдивой: “Данный фильм содержит яркие вспышки света, темы, затрагивающие душевные травмы, и неприятную главную героиню”.
Данни полностью устремлена внутрь себя, ей неважно, что о ней думают, как зовут её коллегу, сидящего рядом в офисе (Кельвин или Кевин, какая разница), как заработать деньги на поездку в Париж. Хотя тут она вспомнила о деньгах родителей, но придумала другой выход – можно же использовать свой навык фотомонтажа. Только она не думала, чем это обернётся. Кто же знает?!
Основная тема фильма
Стоит похвалить режиссёрскую работу, потому что такая длинная словесная подводка к завязке на экране выглядит легко и интересно, время не ощущается. Это не классическая история о пережившем террористический акт, как, например, в фильме “Сильнее” (Stronger, 2017 года, режиссёра Дэвида Гордона Грина, биографическая драма о Джеффе Баумане, выжившем во время взрыва в Бостоне во время марафона), это скорее пагубное использование возможностей гаджетов в связке с интернетом.
Тема больная американская – перестрелки и терракты – их боль от этого, что нация сама себя уничтожает, но продолжает совершать ошибки, рассеивая агрессию как краску из баллончика с краской для граффити. Отмечу, что в "Не в порядке" (Not Okay) повторяется тема использования слов и формулировок, как в "Искуплении" (Atonement) Джо Райта и "Охоте" (Jagten) Томаса Винтерберга. Но там слово было сказано против кого-то, здесь главная героиня устроила террористический акт против самой себя (хотя сама и не ведала, что делает, потому что была под воздействием). Под воздействием лёгкого наркотика, что, как это ни саркастично, является слабым же оправданием. Если в историях Райта и Винтерберга была поэзия, там ещё играли роль просто слово и человек, истории были пронзительными, потому что рассказывали о людях (в "Искуплении" – романтично, в "Охоте" – безжалостно и больно), то в "Не в порядке" уже история не содержит искреннего подтекста, она просто констатирует некий феномен.
Автор фильма в кадре
Этот фильм – ребёнок своего времени, он показывает, что с применением смартфонов стало проще делать из себя кого угодно, от инфлюэнсера до жертвы, как бы низко это ни звучало. И автор фильма выступает здесь главным судьёй над своей же главной героиней Данни Сандерс.
Дело в том, что Куинн Шепард появляется в фильме камео. В сцене с группой поддержки пострадавших от интернет-шейминга. Это та самая девушка в белой футболке с принтом: "Будущее кино - за женщиной" (The Future of Film is Female). Она показывает себя радикальной не только в отношении к своей героине, но и в целом, что видно по заявлению, что будущее в кинематографе за женщинами, а свою Данни она грубо одёргивает замечанием: “И что? Нам тебя жалко должно быть? Ты говоришь, что чему-то научилась, но, в конце концов, ты – привилегированная белая девушка, которая считает себя главным героем”.
По сути, фильм создан очевидцем, человеком, который находится в центре событий, в силу своего возраста знает, как думают/мыслят люди в возрасте до 30 лет, чем они живут и на что способны. Это сказывается и на оформлении всего фильма – аксессуары, макияж, наряды, поведение. А самая насыщенная сцена – отповедь Роуэн в адрес Данни за её ложь – снятая как спектакль, является слепком нашего времени. Режиссёр ставит девочек за стеклянную перегородку, а по другую сторону от них она сажает зрителей, которые с любопытством следят за их ссорой и снимают на IPhone Pro 15 (ведь если не снято, значит, не было). В этой сцене есть и дань кино как высокому искусству с отсылкой к театру – сцена-зрители, - но и новое веяние, заключённое в том, что молодые люди способны на низкие поступки от скуки.
Отсылки в фильме Not Okay
К слову, о современности - фильм наполнен отсылками к поп-культуре. Начиная яркими летними аксессуарами в виде пластмассовых бус, колец и браслета для IPhone из ярких бусинок, заканчивая упоминаниями реальных личностей.
Lena Dunham
В начале фильма во время спора об уместности, нормально ли это, упоминать про терракт 9/11 в статье “Почему мне грустно?”, Данни упомянула Лену Данэм (Lena Dunham), актрису, писательницу и режиссёра. Она всегда славилась своими откровенными высказываниями о детстве и пережитых травмах, она свободно делилась с публикой всем, что её волнует. В декабре 2016 года в подкасте Women Of The Hour Лена Данэм превзошла себя, заявив, что она не делала аборт, но ей жаль. Смысл в том, что она была в центре планирования семьи, где ей предложили поучаствовать в программе для женщин, переживших прерывание беременности, но у неё такого опыта не было. Она сказала, что “моя репутация не запятнана, на мне нет клейма позора”. Слова тогда взбудоражили общественность, на актрису обрушился поток негатива.
Брэнды в кадре
Balenciaga, Prada, iPhone, Nike, Virgil Abloh, интернет-ресурсы goop, BuzzFeed, TheCut.
· Имя Virgil Abloh можно заметить на корешке книги в кабинете Данни Сандерс, когда ей всё же выделяют собственный кабинет. Вирджил Абло – эмигрант из Ганы, ставший американским модельером. В июне 2020 года на аукционе продал пару кроссовок с автографом, а деньги направил на борьбу с расизмом. Дизайнер умер от сердечной болезни 28 ноября 2021 года, но, мне кажется важны его слова, запись которых прозвучала в конце показа Louis Vuitton SS22: “Жизнь слишком коротка. Ни дня не откладывайте, делайте то, что действительно хотите делать. Начинайте заниматься этим прямо сейчас”. В фильме этого не звучит, это вот спрятано далеко в угол кабинета Данни, которая занята лишь прокладыванием пути к сердцу Колина, а потом разгребанием завалов после своей лжи. Куинн Шепард проявляет своё остроумие на протяжении всего фильма, это точно.
· Один раз в фильме звучит название ресурса/компании goop. Эта компания здорового образа жизни основана в сентябре 2008 года, принадлежит голливудской актрисе Гвинет Пэлтроу. Это название упоминает Данни, говоря, что её мать заказывает на их сайта полезные таблетки. Компания актрисы Гвинет Пэлтроу является самой скандальной в Голливуде, на неё подавали в суд, а Гвинет отвечает в интервью The New York Times Magazine: “Я могу монетизировать эти вытаращенные на меня глаза”. К слову, это также соотносится с разговором между начальницей Данни и самой главной героиней в начале фильма о том, может ли неуместность быть брэндом?!...
Кендалл Дженнер
Несколько раз в фильме упоминалась Кендалл Дженнер. Особенно позабавил момент в группе поддержки пострадавших от шейминга в интернете – пустой стул с надписью “Reserved for Kendall J”. В 2018 году на Кендалл обрушился шквал негатива за то, что в интервью журналу LOVE она сказала, что всегда избирательно относилась к шоу, в которых участвовать, и это не её проблема, если другие модели отрабатывают по 30 шоу за сезон, у неё самой много и другой работы. До этого были осуждения из-за фото с обнажённой грудью и шейминг за рекламу Pepsi 2017 года. Посылом рекламной кампании была проблема иммигрантов, а главным лицом авторы выбрали человека, который олицетворяет собой привилегированный класс США, она точно не может знать проблем другого сословия. Скорее всего, в словах Куинн Шепард в конце фильма в адрес Данни сквозит этот подтекст (про привилегии и стоит ли нам её жалеть из-за волны негатива).
Взрыв в Манчестере
Когда Данни Сандерс пришла узнать, как себя чувствуют выжившие после террористических актов, один из членов группы делится опытом, упоминая терракт на концерте Арианы Гранде (или взрыв в Манчестере). Мужчина говорит, что это было несколько лет назад, но он каждый день чувствует, что ему нужно это озвучить, чтобы стало легче. Звучит неутешительно, подытоживает он. 22 мая 2017 года на “Манчестер-Арене” как раз в завершении концерта певицы прогремел взрыв, ответственность за который признало за собой исламское государство. Певица не пострадала, через год она выпустила песню Get Well Soon, а в конце трека было 40 секунд молчания в память о погибших.
Жизнь за решёткой: тема хэштегов
Были упомянуты MeToo и BLM (Black Lives Matter). Главная героиня вводит в общее употребление свой хэштег – яневпорядке (iamnotokay). В этих простых словах заключается ироничное собирательное отношение человека к самому себе в рамках давления общества, это некая самотерапия, до которой человек может додуматься, когда устанет от борьбы за свои права среди себе же подобных. Это простое право на всё, на что все имеют право – иногда грустить и чувствовать уныние. Мне кажется, что так сама американка, автор фильма, даёт понять, что пора развеять шаблон об американцах, что они – это всегда белозубая улыбка на миллион, особняк, солнце и неисчерпаемый позитив, как принято думать. И вот они заявляют с экрана, что они не в порядке. Ещё бы – они лгут, жалуются, постоянно ходят по группам поддержки, потому что разучились самостоятельно зализывать свои раны.
Трудно уже представить, что какое-то событие не превратится в хэштег, что у какой-либо статьи не будет репоста, сделанного инфлюэнсером, что не возникнет коллаборации в поддержку пострадавших в каком-нибудь событии. Слова с уст одного человека срывают как яблоко, чтобы продать его в социальной сети в качестве заявления активиста, который борется за всевозможные права. Куинн Шепард показала в своём фильме, что у трендов есть условный срок – от одного события до другого, какое-то “событие было до нас”, а вот сейчас наше время побыть за “решёткой”, поместить за неё свою боль и повозить по стране как бродячий зоопарк.
Практически это и звучит в главе “Финал”, а Данни молча смотрит на черновик своей извинительной речи и понимает, что говорить-то и нечего. Она просто уходит.
Заключительное слово
Название журнала, в котором работает Данни Сандерс – это Depravity. С английского это слово переводится как “развращённость”, “порочность”, “испорченность”. Действие в фильме разворачивается в США, а Данни соврала, что съездила в Париж (Франция). У флагов этих государств совпадают цвета – красный, синий, белый. У США красный значит доблесть и выносливость, синий – бдительность и справедливость, белый – чистота. У Франции так: красный – рабочий класс, синий – буржуазия, белый – монархия, духовенство. И несмотря на всё это, Куинн Шепард подняла над фильмом другой флаг, пусть и с яркими цветами: развращённость, порочность и испорченность.
***
Мини-версия мыслей по фильму на КиноПоиске: