Продолжаем непростую тему: Море-хождение при сильном ветре и большой волне на парусных лодках (яхтах).
*Другие статьи досуговой инфо учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications
Как известно, якорь - это одно из самых гениальных изобретений человечества: многотонный корабль удерживается маленьким, по сравнению с массой корабля, якорем на месте. Корабль не сдвигается от действия волны, ветра. Якорь корабли применяют наряду со швартовыми канатами при стоянке в порту, у причала, при разгрузке - погрузке, при ожидании своей очереди для погрузочно-разгрузочных работ на рейде порта или в зоне аван-порта. Упомянутые места, как правило, защищены от ветра и волны открытого моря естественным образом: рельефом и контуром берегов или искусственным образом: портовыми молами и дамбами.
Но иногда корабли на маршрутах своего движения прячутся от бурной непогоды, отстаиваясь на «дикой» якорной стоянке, укрытой от волны и ветра открытого моря, за морскими мысами, островами, в заливах и т.п. Пройдёт несколько часов, циклонический фронт со шквалами, волнами, грозой и молниями пройдёт, и корабли целые и невредимые пойдут дальше по своему маршруту. Также нередко поступают и яхтсмены. Но вот однажды непогода застанет маленькую парусную яхту посредине моря или океана, и некуда деться, чтобы спрятаться и отстояться в безопасном месте, переждать непогоду. Тогда яхтсмены поступают так: зная из прогноза о бурной непогоде, пытаются заранее за один-два-три дня уклониться в сторону периферии циклона так, чтобы маршрут движения по окраинам циклона проходил в приемлемых условиях волны и ветра, а не по запредельно большим волнам при сильном штормовом ветре. Если не повезло с манёвром уклонения, то иногда поступают так: яхты пытаются отстояться на якоре посреди моря, но не на простом металлическом якоре, а на плавучем. Смотрите иллюстрацию ниже.
Точнее: это будет не стоянка, а медленный дрейф, насколько позволяет этот манёвр. Плавучий якорь - это не традиционный металлический якорь, а большой «водяной» тормоз в виде тормозного парашюта самолёта или более простой конструкции, смотрите иллюстрации
Яхта, переждав так непогоду, не будет далеко унесена штормом, останется на акватории, близкой к своему прежнему маршруту, и после прохождения непогоды сможет продолжить своё безопасное движение.
Так как всё-таки дрейфовать, располагаясь носом против ветра и волны с обрушивающимися гребнями, используя плавучий якорь, чтобы как можно меньшее число гребней волн прокатывалось по палубе яхты. Смотрим иллюстрацию ниже.
Для регулировки нужного положения яхты применяют регулировку тяги якорного каната с помощью натяжения шпринга, который идёт на бортовую лебёдку, смотрите иллюстрацию. Такая техника позволяет сформировать зону турбулентности на поверхности воды, которая может сгладить или «сбрить» гребни особо высоких обрушивающихся волн.
Невозможно здесь рекомендовать, какую именно тактику применять для выживания в условиях шторма: Дрейфовать ли носом против ветра с плавучим якорем парашютного или обычного типа, «убегать» ли попутно штормовым волне и ветру для достижения зоны периферии циклона со сравнительно небольшой волной и умеренным по силе ветром. Напомним, о последнем, о "убегании" рассказывалось в предшествующих публикациях. В частности в статье "Кувырки в океане...." где рассказано о плавучем якоре особого типа, который состоит из вереницы малых якорей называемых дрогами, насаженными "гуськом" или в тандем на единый якорный канат. Такой якорь имеет наименование плавучий якорь Жордана по имени своего изобретателя https://dzen.ru/a/YuPQ27JmVVZfCsEA Выбор тактики и техники штормования производит каждый капитан сам, исходя из оснащённости яхты, своего опыта, компетенции и учёта конкретных погодных условий и их развития. Смотрите конкретную ситуацию с развитием тайфуна Ирма пару лет тому назад в Карибском бассейне.
Заключительное замечание: Применяя дрейф носом против ветра и волны, применяя плавучий якорь, нужно понимать, что под кормой у яхты должно быть «чистое» море. Близкий берег за кормой не позволит долго дрейфовать в свою сторону, море «кончится», яхта будет выброшена на мель. Нужно предпринять (лучше заранее) все усилия для того, чтобы уйти от берега под штормовыми парусами.
Все вышеизложенное, не значит, что тактика и техника выживания во время шторма не пригодится для моторных яхт. Нужно только иметь соответствующее оснащение. «Бороться» со стихией, пытаясь идти носом против ветра и волны, используя двигатель на полных оборотах, не продуктивная затея. Двигатель перегреется и скорее всего его заклинит…..
Всем счастливых морских миль!
Море и паруса всегда с вами в вашем смартфоне.
*О плавучем якоре Жордана,состоящем из вереницы малых плавучих якорей - дрогов, можно посмотреть в статье "Убегать попутно шторму.ю Кувырки в Океане ....", здесь https://dzen.ru/a/YuPQ27JmVVZfCsEA
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications
и в наших учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой всегда доступных на экране вашего смартфона на нашем сайте https://morakademy.ru/
*Текущие новости из мира морского дела и информация о парусных событиях в стране и мире и нашей академии здесь: https://t.me/morakademy
*Прием курсантов для обучения по курсу яхтенного капитана круглогодичный, заявление о приёме на обучение и вопросы присылать письменно в электронную почту morakademy@yandex.ru