Найти тему

Зачем вставать на якорь посреди моря или океана?

Продолжаем непростую тему: Море-хождение при сильном ветре и большой волне на парусных лодках (яхтах).

*Другие статьи досуговой инфо учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

Рис. 1 В какой-то момент движение парусной яхты против ветра и волны становится небезопасным.
Рис. 1 В какой-то момент движение парусной яхты против ветра и волны становится небезопасным.

Как известно, якорь - это одно из самых гениальных изобретений человечества: многотонный корабль удерживается маленьким, по сравнению с массой корабля, якорем на месте. Корабль не сдвигается от действия волны, ветра. Якорь корабли применяют наряду со швартовыми канатами при стоянке в порту, у причала, при разгрузке - погрузке, при ожидании своей очереди для погрузочно-разгрузочных работ на рейде порта или в зоне аван-порта. Упомянутые места, как правило, защищены от ветра и волны открытого моря естественным образом: рельефом и контуром берегов или искусственным образом: портовыми молами и дамбами.

Но иногда корабли на маршрутах своего движения прячутся от бурной непогоды, отстаиваясь на «дикой» якорной стоянке, укрытой от волны и ветра открытого моря, за морскими мысами, островами, в заливах и т.п. Пройдёт несколько часов, циклонический фронт со шквалами, волнами, грозой и молниями пройдёт, и корабли целые и невредимые пойдут дальше по своему маршруту. Также нередко поступают и яхтсмены. Но вот однажды непогода застанет маленькую парусную яхту посредине моря или океана, и некуда деться, чтобы спрятаться и отстояться в безопасном месте, переждать непогоду. Тогда яхтсмены поступают так: зная из прогноза о бурной непогоде, пытаются заранее за один-два-три дня уклониться в сторону периферии циклона так, чтобы маршрут движения по окраинам циклона проходил в приемлемых условиях волны и ветра, а не по запредельно большим волнам при сильном штормовом ветре. Если не повезло с манёвром уклонения, то иногда поступают так: яхты пытаются отстояться на якоре посреди моря, но не на простом металлическом якоре, а на плавучем. Смотрите иллюстрацию ниже.

Рис. 2 Современный плавучий якорь, по сути, является буксируемым «водяным тормозом», входное отверстие для воды больше выпускного отверстия в хвостовой узкой части якоря.
Рис. 2 Современный плавучий якорь, по сути, является буксируемым «водяным тормозом», входное отверстие для воды больше выпускного отверстия в хвостовой узкой части якоря.

Точнее: это будет не стоянка, а медленный дрейф, насколько позволяет этот манёвр. Плавучий якорь - это не традиционный металлический якорь, а большой «водяной» тормоз в виде тормозного парашюта самолёта или более простой конструкции, смотрите иллюстрации

Рис. 3 Плавучий якорь – парашют. Известные британские яхтсмены супруги Парди утверждают, что им удавалось перестояться в дрейфе носом против волны и ветра в 70 узлов.
Рис. 3 Плавучий якорь – парашют. Известные британские яхтсмены супруги Парди утверждают, что им удавалось перестояться в дрейфе носом против волны и ветра в 70 узлов.

Яхта, переждав так непогоду, не будет далеко унесена штормом, останется на акватории, близкой к своему прежнему маршруту, и после прохождения непогоды сможет продолжить своё безопасное движение.

Так как всё-таки дрейфовать, располагаясь носом против ветра и волны с обрушивающимися гребнями, используя плавучий якорь, чтобы как можно меньшее число гребней волн прокатывалось по палубе яхты. Смотрим иллюстрацию ниже.

Для регулировки нужного положения яхты применяют регулировку тяги якорного каната с помощью натяжения шпринга, который идёт на бортовую лебёдку, смотрите иллюстрацию. Такая техника позволяет сформировать зону турбулентности на поверхности воды, которая может сгладить или «сбрить» гребни особо высоких обрушивающихся волн.

Рис. 4 При штормовом дрейфе носом против ветра с плавучим якорем на яхте оставляют штормовой стаксель.
Рис. 4 При штормовом дрейфе носом против ветра с плавучим якорем на яхте оставляют штормовой стаксель.

Невозможно здесь рекомендовать, какую именно тактику применять для выживания в условиях шторма: Дрейфовать ли носом против ветра с плавучим якорем парашютного или обычного типа, «убегать» ли попутно штормовым волне и ветру для достижения зоны периферии циклона со сравнительно небольшой волной и умеренным по силе ветром. Напомним, о последнем, о "убегании" рассказывалось в предшествующих публикациях. В частности в статье "Кувырки в океане...." где рассказано о плавучем якоре особого типа, который состоит из вереницы малых якорей называемых дрогами, насаженными "гуськом" или в тандем на единый якорный канат. Такой якорь имеет наименование плавучий якорь Жордана по имени своего изобретателя https://dzen.ru/a/YuPQ27JmVVZfCsEA Выбор тактики и техники штормования производит каждый капитан сам, исходя из оснащённости яхты, своего опыта, компетенции и учёта конкретных погодных условий и их развития. Смотрите конкретную ситуацию с развитием тайфуна Ирма пару лет тому назад в Карибском бассейне.

Рис. 5 Карта ветров вокруг эпицентра урагана Ирма, который бушевал В Карибском бассейне пару лет тому назад. Эпицентр тайфуна возле северного побережья Кубы. Треки движения яхт по его периферии.
Рис. 5 Карта ветров вокруг эпицентра урагана Ирма, который бушевал В Карибском бассейне пару лет тому назад. Эпицентр тайфуна возле северного побережья Кубы. Треки движения яхт по его периферии.

Заключительное замечание: Применяя дрейф носом против ветра и волны, применяя плавучий якорь, нужно понимать, что под кормой у яхты должно быть «чистое» море. Близкий берег за кормой не позволит долго дрейфовать в свою сторону, море «кончится», яхта будет выброшена на мель. Нужно предпринять (лучше заранее) все усилия для того, чтобы уйти от берега под штормовыми парусами.

Рис. 6 При значительном усилении ветра яхта под штормовыми парусами уходит (отжимается) от опасного берега курсом бейдевинд-галфвинд. Естественно в таких условиях ставить плавучий якорь бессмысленно.
Рис. 6 При значительном усилении ветра яхта под штормовыми парусами уходит (отжимается) от опасного берега курсом бейдевинд-галфвинд. Естественно в таких условиях ставить плавучий якорь бессмысленно.

Все вышеизложенное, не значит, что тактика и техника выживания во время шторма не пригодится для моторных яхт. Нужно только иметь соответствующее оснащение. «Бороться» со стихией, пытаясь идти носом против ветра и волны, используя двигатель на полных оборотах, не продуктивная затея. Двигатель перегреется и скорее всего его заклинит…..

Всем счастливых морских миль!

Море и паруса всегда с вами в вашем смартфоне.

*О плавучем якоре Жордана,состоящем из вереницы малых плавучих якорей - дрогов, можно посмотреть в статье "Убегать попутно шторму.ю Кувырки в Океане ....", здесь https://dzen.ru/a/YuPQ27JmVVZfCsEA

Рис. 7 Схематичное изображение плавучего якоря Жордана, составящего из вереницы дрогов - маленьких плавучих якорей
Рис. 7 Схематичное изображение плавучего якоря Жордана, составящего из вереницы дрогов - маленьких плавучих якорей

О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications
и в наших
учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой всегда доступных на экране вашего смартфона на нашем сайте https://morakademy.ru/

*Текущие новости из мира морского дела и информация о парусных событиях в стране и мире и нашей академии здесь: https://t.me/morakademy

*Прием курсантов для обучения по курсу яхтенного капитана круглогодичный, заявление о приёме на обучение и вопросы присылать письменно в электронную почту morakademy@yandex.ru

@AБС https://morakademy.ru/