Найти в Дзене

*«Убегать» попутно шторму. Кувырки в океане. Правила и законы в странах Южного океана.

Продолжаем тему непростого управления крейсерской парусной яхтой на попутных курсах, в свежую и штормовую погоду. Речь не идёт о гоночных яхтах болидах на подводных крыльях (фойлах), которые идут по своему маршруту с феноменальной скоростью и управляются при помощи супер - автопилотов. Но и на этих лодках с усилением ветра яхтсмены вынуждены «притормаживать» - брать рифы, т.е. уменьшать площадь парусов. Гонки таких яхт злые языки называют битвой автопилотов. Смотрите фото.

*Другие статьи досуговой инфо учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

И корпуса и автопилоты таких гоночных яхт на подводных крыльях - швертах (фойлах) в таких условиях выдерживают (или не выдерживают) только одну кругосветную гонку, похожую на полёт летательного аппарата. Но и на этих лодках яхтсмены со штормовым усилением ветра вынуждены «притормаживать» - уменьшают площадь парусов. На фотоиллюстрации  можно увидеть: грот уменьшен по площади – взяты рифы (он опущен вниз по мачте, а  излишек парусины собран внизу у гика в горизонтальную укладку), на носу стоит маленький по площади штормовой стаксель.
И корпуса и автопилоты таких гоночных яхт на подводных крыльях - швертах (фойлах) в таких условиях выдерживают (или не выдерживают) только одну кругосветную гонку, похожую на полёт летательного аппарата. Но и на этих лодках яхтсмены со штормовым усилением ветра вынуждены «притормаживать» - уменьшают площадь парусов. На фотоиллюстрации можно увидеть: грот уменьшен по площади – взяты рифы (он опущен вниз по мачте, а излишек парусины собран внизу у гика в горизонтальную укладку), на носу стоит маленький по площади штормовой стаксель.

Старая, очень старая яхтенная шутка. Что должен делать капитан во время шторма? Начинающие капитаны говорят, что капитан должен то, и другое, и третье делать до шторма, во время подготовки к шторму, так вот поступать во время штормования, и т.д. и т.п. Всё говорят правильно, и всё говорят верно. Но умудрённый опытом старый капитан отвечает им с усмешкой: «Капитан во время шторма должен сидеть в портовой таверне и пить пиво, или что покрепче, а его яхта должна быть надёжно пришвартована в укрытой от шторма гавани». Всё так. В каждой шутке есть доля шутки.

На фото: В гавани «свалка» поломанных яхт после шторма. Гавань действительно должна быть надёжно укрытой от шторма, от ветра и волны, чтобы упомянутая «мудрость» старого капитана сработала. Иначе работает противоположная тактика: «Корабли должны штормовать в море». Даже большие авианосцы при приближении тропических тайфунов, бывает, уходят штормовать в открытое море. Как в таких условиях действуют яхтсмены, о варианте традиционной техники штормования можно узнать из текста статьи.
На фото: В гавани «свалка» поломанных яхт после шторма. Гавань действительно должна быть надёжно укрытой от шторма, от ветра и волны, чтобы упомянутая «мудрость» старого капитана сработала. Иначе работает противоположная тактика: «Корабли должны штормовать в море». Даже большие авианосцы при приближении тропических тайфунов, бывает, уходят штормовать в открытое море. Как в таких условиях действуют яхтсмены, о варианте традиционной техники штормования можно узнать из текста статьи.

И так, идти против волны и ветра во время шторма практически невозможно, опасно для прочности судна и жизни экипажа. Число ударов и накрытие гребнем волны, подныривание под толщу опрокидывающейся волны может измеряться не сотнями, но тысячами. Таких прочностных «испытаний» не выдерживают и большие стальные корабли, разламываются и тонут. Хотя у яхты, когда закрыты – задраены надёжно все люки и иллюминаторы, есть «преимущество грецкого ореха», который бросили в бурную горную реку, и его всё-таки донесло потоком до равнинной спокойной части реки. Тем не менее, огромный риск во время бурной непогоды остаётся, и тогда применяют другую тактику.

Яхта пытается идти против ветра во время штормовой погоды. Идти остро под углом к ветру (понаблюдайте направление волны и ветра) практически не удаётся. В результате яхта «стоит» против ветра, её все время выворачивает на курс галфвинд и в результате неимоверных усилий она лишь дрейфует по волне.
Яхта пытается идти против ветра во время штормовой погоды. Идти остро под углом к ветру (понаблюдайте направление волны и ветра) практически не удаётся. В результате яхта «стоит» против ветра, её все время выворачивает на курс галфвинд и в результате неимоверных усилий она лишь дрейфует по волне.

«Убегание» попутно шторму на простой крейсерской яхте, как упомянуто в названии статьи, на самом деле невозможно. Возможен только дрейф, пусть сравнительно быстрый попутно волне и ветру. Совсем недавно, в прошлом веке этот способ считался небезопасной тактикой. Считалось, что когда крутая высокая волна (6-8-10-12 и т.д. метров), догоняющая яхту обрушивает свой крутой высокий гребень на корму яхты, то она заливает кокпит и салон, вода проникает во внутренние помещения. Так было на яхтах начала прошлого века. Яхта тонула. С другой стороны, в таких же условиях, яхта на попутном ветру и волне курсе может разгоняться по подветренному склону волны. Яхта серфингует по склону волны и это иногда называют слемминг. Лодка обгоняет волну и врезаясь в ложбину между волн, подныривает под основание впереди идущей волны, резко «спотыкается» и становится лагом (бортом) в волне. Мачта с парусами оказывалась в горизонтальной позиции и ниже.

Кувырок в океане или брочинг (Broaching). Волна очень большая, длина волны значительно больше длины яхты Такую ситуацию зарубежные яхтсмены по аналогии с боксерскими боями часто называют «Нокдаун».
Кувырок в океане или брочинг (Broaching). Волна очень большая, длина волны значительно больше длины яхты Такую ситуацию зарубежные яхтсмены по аналогии с боксерскими боями часто называют «Нокдаун».

По утверждению многих яхтсменов кругосветчиков, яхта при этом нередко совершает полный оборот (оверкиль), с прохождением позиции мачтой вниз. Современные яхты имеют само-отливной кокпит и обладают высокой степенью прочности и герметичности в штормовых условиях и поэтому выживают вместе с экипажем при подобных нештатных ситуациях. Однако поломки неизбежны: поломка или потеря мачт, поломка рулевого управления, потеря надлежащей герметичности, образование водотечности корпуса. В частности несколько случаев такого типа зафиксировано на международной кругосветной гонке классических яхт Golden Globe Race в Южном океане в 2019 году. Так в чем же тактика «бега» попутно шторму? Тактика в том, чтобы убрать основные паруса, поставить штормовой стаксель или закрутить основной стаксель до размера зонтика и встать на попутный курс, поставить с кормы плавучий якорь, и буксировать его или вытравленные с кормы длинные концы для стабилизации курса. Скорость движения значительно уменьшится, но стабильность курса и безопасность будет обеспечена. Смотрите иллюстрацию.

Буксируемый плавучий якорь фабричного изготовления или самодельный должен быть пригружен дополнительным грузом, чтобы якорь не выскакивал на поверхность воды, и система  не теряла свои тормозные качества. Длина буксировочного якорного конца должна быть кратной нескольким длинам волны, чтобы гарантировать подводное положение якоря.
Буксируемый плавучий якорь фабричного изготовления или самодельный должен быть пригружен дополнительным грузом, чтобы якорь не выскакивал на поверхность воды, и система не теряла свои тормозные качества. Длина буксировочного якорного конца должна быть кратной нескольким длинам волны, чтобы гарантировать подводное положение якоря.

Длина якорного конца должна составлять несколько длин корпуса и кратна длине волны для постоянного нахождения под поверхностью волны для целей эффективного торможения. Крепление снастей происходит за две кормовые утки с разных бортов или за лебёдки. Смотрите фото ниже. Конец с каждой утки приходит на скобу-вертлюг, к которому крепится длинный якорный конец. Это классическая схема.

Тренировка по установке плавучего якоря и работа с ним необходимая часть подготовки яхтсменов открытого моря.
Тренировка по установке плавучего якоря и работа с ним необходимая часть подготовки яхтсменов открытого моря.

В практике последних лет имеются случаи успешного применения плавучих якорей, в том числе самодельных, которые яхтсмены делают в из подручных материалов в случае необходимости. Так знаменитый австралийский яхтсмен кругосветчик Джон Сандерс применял успешно на океанском переходе вместо плавучего якоря старую автомобильную покрышку, конечно с пригрузом. О устройстве и применении плавучих якорей можно прочитать в нашем учебнике Часть 3, доступном он лайн на сайте нашей академии https://morakademy.ru/ Нужно сказать, что конструкции плавучих якорей выпускаемых фабрично модернизируются и изменяются. Например, в настоящее время появились фабричные конструкции с вереницей маленьких плавучих якорей – дрогов. Смотрите иллюстрацию ниже.

Иллюстрация системы вереницы маленьких плавучих якорей дрогов (Дрог) из британского журнала YM.
Иллюстрация системы вереницы маленьких плавучих якорей дрогов (Дрог) из британского журнала YM.

По словам пользователей дрогов, из-за сложности многозвенной системы, и трудностей при установке и уборке, их использование представляется не совсем простым и требует тренировки.

Отдельные дроги-карманы или маленькие или микро-плавучие якоря, распределяют нагрузку по буксируемому тросу.
Отдельные дроги-карманы или маленькие или микро-плавучие якоря, распределяют нагрузку по буксируемому тросу.

Плавучий якорь убирается с помощью специального достаточно тонкого вытяжного линя, который «опрокидывает» якорь, он в этой позиции «не тормозит» и выбирается достаточно легко. Это связано с особенностями конической конструкции плавучего якоря: входное отверстие для воды значительно больше выходного, но об этом лучше смотреть в учебнике.

Внимание яхтсменов к этому устройству, обеспечивающему безопасное море-хождение в штормовых условиях, недостаточное. Капитаны, отправляющиеся в океанские переходы и кругосветные плавания, часто не имеют на борту яхты плавучих якорей, или имеют смутное представления о их конструкции и назначении, и ни разу их не применяли в своей морской практике. Досадное пренебрежение. В заключение хочется отметить, что в таком яхтенном районе земного шара, как Новая Зеландия после нескольких душераздирающих трагедий с гибелью яхт и яхтсменов, было принято примерно два года назад обязательное правило. Морская служба Новой Зеландии проверяет оснащённость яхт, покидающих территориальные воды страны и уходящих в свои круизы и экспедиции в океан. Кроме много какого оборудования на борту должен обязательно находиться плавучий якорь, а капитан перед плаванием сдаёт экзамен по умению пользования им. Кроме того иллюминаторы и окна-люки на яхтах (в том числе на серийных яхтах европейских и американских верфей) должны иметь специальные штормовые щитки – защиту, надежно механически закреплённые на корпусе. Чтобы иллюминаторы и люки не выдавило и не сорвало штормовой волной.

Тема плавучих якорей получила продолжение на нашей ленте, в статье "Зачем вставать на якорь посреди моря или океана" https://dzen.ru/a/Yuz2-8vO7QdFQnqc

Всем счастливых морских миль!

Море и паруса всегда с вами в вашем смартфоне.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен
https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications и в наших учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой всегда доступных на экране вашего смартфона на нашем сайте https://morakademy.ru/

*Текущие новости из мира морского дела и информация о парусных событиях в стране и мире и нашей академии здесь: https://t.me/morakademy

*Прием курсантов для обучения по курсу яхтенного капитана круглогодичный, заявление о приёме на обучение и вопросы присылать письменно в электронную почту morakademy@yandex.ru

@АБС https://morakademy.ru/