Экскурсии на катерах и катамаранах по Севастопольской бухте предлагаются на всем протяжении набережных в районе Артбухты.
Средняя стоимость- 1000 рублей с человека. Наверное, если постараться, можно уплыть за 800. Индивидуальную экскурсию можно взять за 4000.
Маршрут по бухте доступен только один, хотя раньше, по словам гидов, было несколько. 2022 вносит свои поправки, приняты беспрецедентные меры безопасности: над бухтой постоянно курсирует вертолет, запрещено купаться с гидроснаряжением, на горизонте со стороны акватории маячит противодиверсионный катер, весь нашпигованный гидролокаторами, эхолотами и прочими датчиками.
У сотрудников экскурсионного бизнеса все отработано лучшим образом: связываются друг с другом по рации, четко выполняют инструкции «старшего», который сообщает статус заполнения очередного прогулочного катера, дает команду об отправлении и руководит всем процессом.
Нам достался катерок с названием «Вежливый». Вместимость плавсредства, думаю, не более 10 человек. Нас набралось 9. Если бы не набралось, то мы поехали бы тем составом, который успел к моменту отправления. Не ждали бы до победного.
Капитан, он же гид, Евгений, распределил людей по салону, чтобы не было перевеса на одну сторону, и мы отчалили.
Пока выплывали из Артбухты, Евгений рассказывал о тех зданиях, которые формируют облик города в этом месте и встречают прибывающих сюда. Почти весь город построен из белого известняка, добываемого здесь недалеко, в Инкермане.
На нас смотрят и торговые ряды, и уютные многоуровневые террасы панорамных ресторанов.
Ресторан «Мекензи 1783» назван в честь контр-адмирала, основателя города, Фомы Фомича (Томаса) Маккензи, сына иностранного военного на русской службе.
Проплываем мимо памятника затопленным кораблям. Евгений рассказывает его историю- во время Крымской войны, чтобы предотвратить вход вражеских судов в акватории бухты были затоплены более 30 русских парусных судов (в борьбе с технически превосходящими их паровыми судами противника они были бесполезны), тем самым спасли город от быстрого взятия.
Продолжаем движение, вдали появляются боевые корабли.
Большинство кораблей- действующие единицы флота. Есть лишь один- фрегат «Сметливый», который с прошлого года стал музеем. Будем надеяться, мы сможем попасть туда на экскурсию.
Евгений также рассказал про плавучий госпиталь «Енисей», это больница на воде, полностью оборудованная для проведения сложных операций прямо на плаву.
На корабле имеется даже специальный хирургический стол, не меняющий положение при качке. Правда, непонятно, где в это время стоит хирург, ведь пол судна не является изолированным от колебаний волн… Но, уверена, что на этот счет тоже все предусмотрено.
В 20 веке в Севастопольской бухте произошли две страшные трагедии- в 1916 году здесь в результате диверсии взорвался и затонул новейший дредноут российского флота «Императрица Мария». Погибли 200 человек.
В 1955 голу затонул линкор «Новороссийск», доставшийся Советскому Союзу в качестве репарации от Италии после окончания ВОВ. И, хотя по официальной версии могло произойти возгорание от случайной искры, существует также вероятность диверсии, ибо итальянцам трудно было смириться, что их флагман, называемый ранее «Джулио Чезаре» (Юлий Цезарь) будет нести службу у врага.
Погибло более 600 человек, ведь матросы не могли оставить тонущий корабль без приказа об эвакуации.
В этих доках когда-то было постоянное место дислокации флагмана черноморского флота- ракетного крейсера «Москва», потерянного в ходе текущей спецоперации.
Впечатлил огромный хаб по перевалке зерна: сюда подведены железнодорожные пути, имеются мощности для хранения и погрузки.
В целом, в порту есть вся необходимая инфраструктура для обслуживания военных и гражданских судов- их дозаправки и ремонта: доки, шлюзы, плавучие краны.
Интересным мне показался «лайфхак» под названием швартовые бочки- они нужны, чтобы «припарковать» судно в прибрежной акватории без захода в порт и осуществлять при этом необходимые разгрузочные и иные работы.
Одной из местных легенд является легенда о существовавшем некогда в Севастополе военном океанариуме, где готовились «боевые» дельфины для поиска мин и обнаружения диверсантов. Не знаю, правда это или нет, но все возможно.
Продолжаем движение, плывем мимо «рваного» берега, где во время ВОВ были подземные склады боеприпасов. Сейчас оружия там нет, но подземные ходы остались- на фото видна дверь в скале.
9 мая для севастопольцев- двойной праздник, в этот день в 1944 город был освобожден от фашистов в результате успешного штурма войсками 2-й гвардейской армии. Штурм начался на северной стороне, тут и воздвигнут мемориал «Слава».
Приближаемся к знаменитым севастопольским батареям или, как их здесь называют, равелинам. К слову, их было аж 8! До наших дней сохранились только 2- неотреставрированная квадратная Михайловская, и отреставрированная круглая- Константиновская. Обе батареи открыты для посещения, на их территории находятся интереснейшие музеи и коллекции.
Возвращаясь в Артбухту, увидели пассажирское судно «Комета», курсирующие от Севастополя до Ялты. Проезд 1000 рублей. В пути 2 часа. Интересно было бы. Возможно.
Издали полюбовались Херсонесом, Солдатом и Матросом, и обелиском «Штык и Парус»- символом города-героя Севастополя.
На этом наше маленькое путешествие закончилось, экскурсия была интересной и познавательной.
Вперед, к новым открытиям!