Найти тему
Политолог Бобров

Информационные потребности россиян во время специальной военной операции

Первая мысль, которая приходит в голову при поиске решения данной проблемы – недостаточная осведомленность граждан о потерях среди вооружённых сил России в ходе СВО. Большое количество ответов респондентов подтверждают эту догадку. Однако, освещение информации о потерях ВС РФ, во-первых, запрещено указом Президента и подпадает под действие статьи 275 УК РФ «Государственная измена», а во-вторых, будет способствовать развитию социальной нестабильности в российском обществе.

Законодательный запрет освещения такой информации обоснован тем, что освещение информации о потерях способно привести к раскрытию военной тайны о задействованных в СВО воинских подразделениях. Причина нарастания социальной нестабильности заключается в том, что данные о потерях ВС РФ в ходе специальной военной операции станут одним из информационных инструментов гибридной войны и объектом для манипуляции сознанием россиян с целью создания паники. Помимо прочего Г. Киссинджер описывал высокую вероятность проигрыша более сильной стороны в ассиметричных конфликтах из-за болезненности озвучивания потерь для общества (на примере проигрыша США в конфликтах XX и XXI вв.). Таким образом мы приходим к выводу о том, что освещение потерь ВС РФ в ходе СВО не только нецелесообразно, но и несет в себе социальную опасность.

На сегодняшний день видится важнейшим другой запрос общества – запрос на уверенность в стабильности и завтрашнем дне, запрос на понимание правильности внутренней политики России в условиях СВО и противостояния со странами Запада. Сегодня интерес политиков, политологов, общественности прикован к причинам и ходу СВО. Однако, у многих граждан России естественным образом присутствует чувство тревоги, обеспокоенности за своё будущее. Вопросы же импортозамещения, экономического развития России в условиях СВО и санкций освещаются недостаточно.

Информационный компонент гибридной войны, ведущейся Западом против России, направлен на создание у населения России ощущения страха, нестабильности и паники, что в совокупности должно привести российскую политическую систему в состояние кризиса и к неспособности дальнейшего сопротивления. В контексте освещения СВО, исходя из императивов гибридной войны, важно действовать на упреждение, а значит необходимо сформировать у граждан России устойчивое представление о том, что Российская экономика в условиях проведения СВО не только справляется с экономическим давлением запада, но и приобретает уникальные возможности для дальнейшего развития.

Удовлетворение запроса на освещение промышленного и экономического развития России в условиях СВО приведёт к формированию чувства защищённости и уверенности в будущем у российского общества, что в свою очередь снизит вероятность наступления социальной и политической нестабильности в России. Прогнозирование политических рисков от удовлетворения этого запроса позволяет сделать вывод о том, что у оппозиции и внешнеполитических оппонентов появится новый повод для политической дискуссии вокруг экономической политики в условиях СВО, а также о том в каком направлении встраивать экономическую политику после разрешения Украинского кризиса: 1. Восстанавливать ли экономическое сотрудничество с Западом? 2. В какой степени необходимы протекционизм и суверенность отечественной экономики? 3. Как переориентировать экономические связи на страны, не вовлечённые в Украинский кризис?

Для удовлетворения соответствующего запроса общества необходимым видится следующий формат – создание общероссийского дискуссионного клуба. Тематика заседаний должна охватывать рассмотренную проблематику. Выступать должны признанные эксперты в области экономики и политики, желательно с привлечением молодых поколений экспертов. Трансляция заседаний должна проводится на государственных тв-каналах, специальных онлайн-площадках в соц. сетях. Реклама заседаний дискуссионного клуба должна вестись на перечисленных площадках при помощи современных маркетинговых технологий. Эффективной видится популяризация дискуссионного клуба через лидеров общественного мнения.