Очень тщательный подход к материалу Тима Пауэрса при написании любой своей книги гарантирует глубину проработки описываемого мира, нет заусениц и острых углов, "нескладушек", история несет твое внимание плавно, какие бы сюжетные повороты и смены точек зрения от персонажа к персонажу не происходили.
Не знаю, по каким материалам Пауэрс изучал пантеон вуду, но и тут чувствуется основательность подхода. Лоа Петро, лоа Рады...почему так важен ром с леденцами и нужна тлеющая сигара.
Запомнился мне Мэтр Каррефур из "На странных волнах" вот как:
цитата 1
"...И кстати, кто такой Мэтр Каррефур?
– А, это наш старый приятель, дух-покровитель. Тэтч просто правильно произнес его имя. Это означает Господин Перекрестков, Хозяин Возможностей, другими словами. Хозяин Удачи. Но ты прав, он, Барон Суббота, да и все остальные духи-приятели слабеют по мере того, как мы продвигаемся на север, все дальше от мест, к которым они привязаны. Естественно, что здесь тоже найдутся лоа, но они индейского происхождения – хуже, чем бесполезные. "
цитата 2
"...и Шэнди хотелось убить того, кто их прервал, и снова вернуться к женщине.
Рядом с ней стоял Джим Бонни. Он отшвырнул разряженный пистолет и поднял руку. Шэнди ощутил внезапный жар и сделал правой рукой жест, отвращающий зло и обращающий магию на того, кто ее применил. Он укусил себя за язык и плюнул кровью на Бонни, чтобы придать силу возвратному заклинанию. Волосы на Бонни задымились, запахло паленым. Он ухватился за меховой плетеный ремешок, висевший на поясе, и дымок, вившийся из волос, рассеялся.
– Дух-покровитель присматривает за мной, скотина, – прошептал Бонни. – Мы с ним покажем тебе, как красть чужих жен.
Слишком взбудораженный, чтобы испугаться, Шэнди щелкнул пальцами и указал на Бонни, но тот еще не убрал руку от своего талисмана, и потому заклинание, набрав силу, обрушилось на самого Шэнди.
Схватившись за живот, он повалился на песок от невероятной пронизывающей боли. Бонни воспользовался моментом, пнул жену в бок и пробормотал какой-то заговор, глядя на Шэнди.
Из носа и ушей Шэнди хлынула кровь. Разумом он понимал, что проиграл схватку и должен бежать или позвать на помощь, но он все еще желал Энн, желал овладеть ею с еще не остывшей кровью Джимми Бонни на руках.
Но он мало что мог сделать, пока Бонни находился под защитой духа-покровителя. Шэнди приподнялся на колени и насвистел мотив, который должен был вызвать у Бонни слепоту. Но несмотря на все предосторожности, это тоже ударило по нему же самому, и пока он слепо мотал головой, Бонни наслал на него припадок судорог. Шэнди рухнул на песок, он метался и стонал. Он слышал, как Бонни еще раз пнул свою жену и переступил через нее, остановившись над ним.
Шэнди знал, что теперь слишком поздно спасаться бегством или звать на помощь – ему предстояло умереть здесь и сейчас, если он ничего не придумает. Эта мысль была тем более невыносима, что он представил себе Энн. Именно Джим Бонни сейчас ляжет с ней, и в эту минуту она не заметит никакой разницы.
Игнорируя боль во всем теле, он сумел сунуть дергающуюся руку в карман, там все еще оставались крошки от шарика грязи, которую он соскреб с сапога во время того памятного путешествия к Фонтану юности. Он выдернул руку и швырнул крошки в небо над собой…
***
Он оказался в лодке, проплывающей под мостом, увешанным разноцветными фонарями. Вкус вина и чеснока во рту сменился вкусом клубники. Он помнил эту сцену. Париж. Сколько же ему было?
Лет девять, когда его отец, хорошо заработав, решил угостить его хорошим обедом, а затем прокатиться по Сене. Человек рядом повернулся к нему, но это был не его отец.
Прямо на Шэнди смотрел старый негр, его седые волосы и коротенькая бородка так же круто курчавились, как шевелюры у мраморных статуй.
– В вуду нападения обычно нацелены на память жертвы, – сказал старик на певучем французском диалекте. – Сумма воспоминаний и есть личность. Если бы я хотел причинить тебе вред, ты бы обнаружил, что вот этот вспомнившийся тебе эпизод и участвующие в нем люди переменились страшным и смертоносным образом. Ну как бред при лихорадке. Все будет становиться хуже и хуже, пока ты либо не перейдешь в наступление, либо не погибнешь.
Негр улыбнулся и протянул руку:
– Меня зовут Мэтр Каррефур. Поколебавшись, Шэнди пожал ему руку.
– К счастью для меня, – продолжил собеседник, – я лоа, чья власть распространяется на заселенные острова. Мне часто приходится иметь дело с людьми, и я способен предугадать их действия, не в пример природным лоа, которых вы встретили во Флориде. Твои крошки магической глины не убили бы меня, они утратили значительную часть своей силы за прошедшие полторы недели. Но тем не менее они могут мне навредить, если я воздержусь от контратаки. Поэтому я не буду ввязываться в схватку между тобой и мистером Бонни.
Пристыженный, Шэнди отвернулся, глянув назад, туда, откуда они плыли. Среди пешеходов на мосту он разглядел несколько женщин, и несмотря на яркие фонари, лишь их лица были видны четко и ясно.
Ему подумалось, что именно так ему в десятилетнем возрасте и виделись все женщины, ничего общего с тем, как выглядела для него минуту назад Энн Бонни. Что можно назвать взглядом более ограниченным: тогда в детстве или сейчас?
– Э-э… благодарю вас, – пробормотал Шэнди. – Но почему… почему вы так поступаете? Бонни сказал, что вы охраняете его.
– Да, присматриваю, чтобы ему не был причинен вред. Ты разве замыслил что-нибудь плохое?
– Нет. Теперь уже нет.
– Тогда я выполнил свои обязанности. Что-то переменилось в небе. Шэнди невольно посмотрел вверх. Звезды стали расплывчатыми, словно видимыми сквозь неровное стекло – иллюзия, созданная Мэтром Каррефуром начинала рассеиваться. Старик тихо хихикнул:
– Вам повезло, месье Шанданьяк, что я один из лоа Рады, а не более молодое творение Петро.
Я не позволяю эмоциям одержать надо мной верх.
– Я… э-э… рад это слышать.
Вкус клубники совсем пропал.
– Надеюсь. Ты перенял этот трюк с глиной у Филипа Дэвиса и употребил его впустую. Он оставил тебе еще кое-что, и меня не порадует, если и это исчезнет впустую.
***
Под боком Шэнди был мягкий песок, над головой звездное небо, и он понял, что вновь находится на Нью-Провиденс. Лицо осыпали крошки глины, и он понял еще одну вещь: встреча с духом-покровителем произошла не в реальном времени.
Отразить атаки Бонни теперь не представило труда, и он устало поднялся на ноги. Бонни не унимался."
Какой вежливый и культурный лоа! Особенно на контрасте с Бароном Субботой. Этим и запомнился.
Каково же было мое удивление, когда я, не помню уж почему, просматривал в интернетах описания и характеристики гаитянского вуду-пантеона. По приведенному в цитатах описанию наиболее соответствовал Легба, открывающий пути, Владыка перекрестков, а вот мэтр Каррефур описывался гораздо более мрачной личностью - но тоже связанным с перекрестками.
Легба
Каррефур
Кажется, пока искал визуализацию Мэтра, набрел на объяснение культурности и заботливости перекресточного полночного трикстера - цитата 3 "...и опять-таки у Тима Пауэрса, где транслитерирован на более привычный ямайским флибустьерам английский как Mate Care-For, то есть буквально — «заботливый товарищ»" (лурка.рип)"
"Любит музыку, любит танцевать"
В замечательном фильме Уолтера Хилла "Перекрестки" персонаж, с которым заключил договор на перекрестке о обмене души на успех в жизни - называет себя Легбой. Хотя вид и ухватки - Мэтр Каррефур. Из чего последовало многое - но главное!таки белый парнишка из Нью Джерси не зря учил классику! Но это уже немного другая история....