За время работы с особенными детьми любого возраста в условиях, далеких от домашних, а скорее санаторно-детсадовских, все мы (педагоги) привыкли к тому, что ребята на индивидуальных занятиях ведут себя не так, как хотелось бы.
А ведь на первый взгляд можно было подумать:
Ребенок - да, с отклонением, ментальным расстройством и проблемным поведением, который раздражается из-за громких звуков, заводится от чужих криков и беготни и взвинчивается от любого недопонимания с окружающими, который уже устал, что его типа "социализируют", запихивая в кружки и на коллективные мероприятия, где тоже все его напрягают и выводят из себя.
Стало быть - индивидуальные занятия таким в помощь
В тишине, с педагогом - наедине, под чутким вниманием, без гонок и оценок, с осознанием того, что за дверью есть любимая мамочка... не занятие, а одно большое счастье. И не важно, какое занятие: работа ли с логопедом, ручной труд или музыка. Разве не замечательно, ведь ребенку предоставлены все возможные условия для полезной деятельности?
Ан нет, не замечательно
Наш малыш - против. Если что, малышу может быть как 3 года, так и 12. Но, если он не хочет на занятие… вот прямо категорически не хочет и сопротивляется так, будто бы его собираются в зону отчуждения или в стратосферу забросить - то можно снять обувь, ибо уговоры будут долгими и драматичными.
О, объяснений - масса!
Вот хотя бы некоторые: у ребенка что-то болит (допускаю), ребенок устал (ну да, уже на втором уроке), ребенок - просто не сходил с утра по-большому (ага, и почему-то в те дни, когда мой урок с ним), погода плохая (слишком холодно, слишком жарко или дождь, главное, что все не так), звезды не так сошлись (тоже возможно, не шучу).
Итого: крики, стуки головой по стенам или полу, скидывание вещей со всех поверхностей. И минимальный положительный эффект (но это не точно).
Ну а дальше?
В общем, чаще всего, мамы сгребают этих детей в охапку, и либо чуть ли не за ворот тащат на занятие, либо… да, была одна суровая дама, которая на уроке музыки задавливала отчаянно вырывающегося мальчонку между ногами, а также зажимала ему рот рукой, чтобы он прекратил "вокализировать" (по факту - издавать звук, как у Чичериной в клипе к песне "Ту-лу-ла", помните, был такой?), а другой рукой - обкручивала его вместе с его руками, чтобы он не дрался.
Понятное дело, мальчик - сложный (РАС), и многие ребята с такой особенностью, просто боятся непривычных звуков. У некоторых из них настолько искажено восприятие, что обычный музыкальный звук на фортепиано ими может быть услышан как звон разбивающегося аквариума.
Да, трудно заниматься с ним. Да, тратится колоссальнейшее количество нервов и сил. Да и агрессия в любом случае - пугает, каким бы ни был ребенок по габаритам.
А тут - вдруг противоположность
Точнее - почти. Мариша, милая девочка 14 лет. Выглядит как здоровущая румяная молодая женщина "с выпуклостями", с короткой стрижкой и милыми сережками с камешками. Интеллект - снижен… ну просто донельзя.
Но, когда воспитатель привела Маришу ко мне в кружок, она мне сказала:
"Ой, добрейшая девочка. Не ребенок, а сказка. Легкая-легкая".
И правда замечательный ребенок!
Лицо - без тени агрессии, как будто ее в Маришиной голове вообще не заложено. Работать, заниматься - она согласна, с педагогами сотрудничать - да с удовольствием и с улыбкой, и задания выполнять - всегда пожалуйста, хоть 100 раз.
Только вот... как?
Прошу подать мне куклу Лошадку - Марина дает быка. Говорю: "Это - бык, а не лошадь", а Марина берет за руку и искренне так: "Прости".
Или… раскрашивает Марина яблочки. И ведь заранее обсудили, что яблочки бывают зеленые, желтые и красные. А Маришка выбирает темно-синий, коричневый или вообще черный карандаш. Ну Марин, ну как же так? А она опять обнимает и виновато шепчет: "Прости".
Или вот еще… попросила Маришку поставить куколку-клоуна на кубик. Уже САМА клоуна ей подаю, чтобы она ненароком обезьянку или снеговика не взяла. Еще раз повторила для ясности: Кло-у-на на ку-бик!
И она ведь тоже повторяет фразу и ставит клоуна… точнее очень старательно пытается поставить его на… ШАРИК, что, естественно, не получается. И она тянет меня за палец и показывает: "Смотри - никак!"
Сегодня взяла у меня со стола дырокол (обычной формы) и говорит: "Это кораблик, пойдем в него играть". А мне прямо жаль говорить девчонке, что дырокол - никак, ну совсем никак на корабль не похож, а то расстроится.
А на роль Лошадки она сегодня выбрала… куколку верблюда. О, уже ближе к истине! Но еще далеко.
А усиленно заниматься надо не только с агрессивными, как настаивают их родители, но и с вполне мирными особенными ребятами. Если они никому жизнь не портят - это не значит, что они не нуждаются в помощи. Скорее вторые - даже сильнее первых нуждаются. А наше дело - помогать.
И Вам, дорогие читатели, желаю добрых и верных помощников в лице близких.
поддержать автора:
А я с радостью приму Вашу помощь визитами, добрыми лайками и новыми подписками на КАНАЛ
#учителяидети #особенныедети #педагогика #воспитаниедетей #поведениеребенка