По Ладожским шхерам на байдарке: 2 варианта маршрута на выходные

Летом 2021 года мы пару раз выбирались в Ладожские шхеры на байдарке Хатанга 2 Travel. До места старта доезжали на машине. Один раз стартовали из посёлка Куркиёки, и это был небольшой поход с одной ночёвкой. Во второй раз выходили из Тиурулы, и этот поход был уже с двумя ночёвками. Ниже расскажу про оба маршрута, но сначала нужно сделать очень важное замечание.

Очень важное замечание

Эти походы были в 2021 году. C 2022 года вход в национальный парк "Ладожские шхеры" стал платным, также надо отдельно платить за байдарку и оформлять разрешение на передвижение плавсредства:

*В данный момент этот раздел не заполнен. Есть следующая информация:

С 01.03.2023 сервис для оформления услуг недоступен, в том числе: оформление разрешения на передвижение плавсредства по территории национального парка. По всем вопросам функционирования национального парка просим обращаться по телефону: +7(921)604-83-99.

В 2021 году всё было относительно просто, но тоже не без нюансов. Итак – Куркиёки и Тиурула.

Поход №1. Старт в посёлке Куркиёки

В Куркиёки есть небольшой пляж, на котором удобно собирать и надувать байдарку, с него же потом мы и стартовали. Машину оставили немного выше. Там многие паркуются, поэтому не страшно было оставлять машину на ночь: не какой-то заброшенный пустырь. Вот это место на Google-картах.

А вот так оно выглядит утром, до того как придут отдыхающие:

Это был "поход выходного дня". Мы выехали из Петербурга утром в субботу, а отплыли примерно в 16:30. Никуда не торопились и к 19:00 уже разбили палатку вот здесь: ссылка на Google-карты. Наш скромный лагерь:

Из интересного по дороге был только подвесной мост на остров Каннансаари и кувшинки рядом с этим мостом.

Вечером давали роскошные закаты, и мы примерно час смотрели представление, которое с каждой минутой становилось всё лучше и лучше. Этакий природный телевизор, который смотришь перед сном.

Ночью к нам приплыли какие-то органы на катере, постояли-посмотрели и ничем не заинтересовавшись уплыли по своим делам. Думаю, это была проверка, не разводим ли мы костры. Не разводим.

На следующее утро мы в таком же расслабленном темпе вернулись в Куркиёки. Если будете в тех краях, обязательно сходите в местный музей – Куркиёкский краеведческий центр Кирьяж. Там действительно интересно.

По результатам этого мини-похода стало понятно следующее:

• выезжать из Петербурга в субботу утром – это слишком поздно; нужно ехать в пятницу вечером сразу после работы
  • красоты Ладожских шхер требуют съёмки с квадрокоптера, поэтому в следующий раз надо обязательно брать с собой дрон

Поход №2. Старт в посёлке Тиурула

Второй раз мы стартовали в ночь с пятницы на субботу из места под названием Усадьба Кильпола. Точку старта и весь наш маршрут можно посмотреть на этой карте:

Наш маршрут на байдарке по Ладожским шхерам.

Для удобства разобью дальнейшее повествование на главы соответственно названиям точек на этой карте.

Этот поход был 10 июля, на излёте белых ночей. И всё же плыть ночью на байдарке не стоит. Катера и моторки продолжают летать по воде минимум до 2 часов ночи, поэтому в обязательном порядке нужно вешать себе на корму фонарик и держаться как можно ближе к берегу. Да и искать место для ночёвки в темноте тоже было неудобно.

Мы стартовали в полночь, и к часу ночи дошли до места первой стоянки. Вот так выглядит 1 час ночи в шхерах 10 июля:

Летом 2021 года мы пару раз выбирались в Ладожские шхеры на байдарке Хатанга 2 Travel. До места старта доезжали на машине.-8

Первая ночёвка

Нам повезло найти великолепный плоский камень (кажется, они называются лбами), размеров которого было достаточно для байдарки и палатки. Утром место нашей ночёвки открылось во всей красе (листайте галерею):

Слишком маленький, чтобы быть островом

Изначальный план был дойти до острова Селькямарьянсаари, а от него уже идти к мысу Куркиниеми и старому финскому маяку. Но когда мы подошли к выходу из шхер на большую воду, то стало понятно - до острова нам не дойти: ветер и волна были для нас слишком сильные. Поэтому мы сделали промежуточную остановку на острове без имени. Листайте галерею:

Этот островок оказался чрезвычайно приятным местом. Пусть он и небольшой, зато весь полностью твой. Не хотелось оттуда уходить, но солнце начинало печь всё сильнее и сильнее, и очень хотелось попасть в тень. Надо сказать, что в тот день была просто рекордная жара, за 30 градусов.

Обед

Попрощавшись с островком, мы направились на северо-восток, к мысу Куркиниеми. По дороге прошли мимо островов, на которых чайки выводят своё потомство. Вот крику было!

Летом 2021 года мы пару раз выбирались в Ладожские шхеры на байдарке Хатанга 2 Travel. До места старта доезжали на машине.-11

Около 12 часов мы высадились на берег в 300 метрах западнее маяка мыса Куркиниеми. К тому моменту солнце уже жарило нещадно, но здесь камни покрывал толстый ковер лишайника, по которому было приятно и не горячо ходить босиком. Наступать же босой ногой на голый камень было уже невозможно.

В этой галерее - коллекция мхов и лишайников с этой нашей стоянки:

А в этой галерее - все другие виды. Листайте:

На последнем кадре в галерее уже видно маяк вдалеке. К нему ещё вернёмся, но сначала закончу рассказ про нашу стоянку.

Во-первых, мы там нашли отличное место в тени деревьев, где сидя на подушке их лишайника, пообедали армейским сухпаем. Про его состав у меня есть отдельная статья. Если вам интересно, можно почитать здесь:

Во-вторых, рядом с местом нашей стоянки мы обнаружили небольшую бухту, куда почти не заходили волна, и где были удобно навалены камни для спуска в воду и подъёма обратно. Там мы с удовольствием искупались в холодной и чистой ладожской воде.

Летом 2021 года мы пару раз выбирались в Ладожские шхеры на байдарке Хатанга 2 Travel. До места старта доезжали на машине.-14

Старый финский маяк

Маяк мыса Куркиниеми отмечает вход в Куркиёкский залив, в конце которого находится посёлок Куркиёки - место старта нашего однодневного похода.

Этот маяк появился здесь в 30-х годах прошлого века: типовой автономный финский маяк с газовым фонарём и автоматическим переключателем. Смотритель приходил сюда раз в год, чтобы поменять газовые баллоны и провести плановое техобслуживание.

Маяк работал до конца прошлого века, а сейчас считается заброшенным. Но это не совсем так. В 2010 году неравнодушные люди покрасили его в белый цвет, и маяк ярко выделяться на фоне тёмных скал. Таким образом, он снова выполнят навигационную функцию, служит отличным ориентиром.

Высота маяка всего 7 метров. Но к ним нужно добавить 10 метров скалы, и получается отличная обзорная площадка, с которой можно увидеть покосившуюся церковь острова Есусарет:

Летом 2021 года мы пару раз выбирались в Ладожские шхеры на байдарке Хатанга 2 Travel. До места старта доезжали на машине.-17

Это не настоящая церковь, а лишь декорация к фильму. Узнать больше можно в этой статье:

Вторая ночёвка

После обеда, купания и путешествия на дроне к маяку, мы начали движение обратно. На ночёвку встали снова на маленьком островке, где не было никого, кроме нас. Фото с дрона (листайте):

Фото с земли (листайте):

Мы рано легли, рано встали и к 10 утра уже вернулись в точку старта.

Усадьба Кильпола

Не берусь вспомнить, сколько стоило оставить там автомобиль на два дня, но какие-то вполне приемлемые деньги. Также у них есть домики, где можно (и нужно) было заночевать с пятницы на субботу. Есть удобный причал и спуск в воду. Короче, нормальное место. Листайте галерею:

Резюме и видео

Подвожу итог в первую очередь для себя:

• Ночью лучше не стартовать, а если уж пришлось, то вешать фонарик на корму
  • Брать с собой дрон обязательно
  • Не пытаться выйти в чистую воду за пределы шхер
  • Брать с собой книги на вечер
  • Планировать стоянки заранее с учётом того, что места могут быть заняты. Нужно предусмотреть несколько вариантов

Спасибо, что дочитали до этого места! Надеюсь, статья была для вас полезна. Ну, или хотя бы вам доставили эстетическое удовольствие фотографии ладожских красот. Ещё больше этих красот - на видео ниже.